Магическая сила Кастро

Есть предложения, от которых невозможно отказаться. Например, написать предисловие к книге, которую вы сейчас держите в руках. Хотя эта задача не только ответственная, но и — для меня лично — очень приятная.

С самого детства неравнодушно отношусь к Кубе. Нико­гда не забуду, как во время учебы в школе учительница гео­графии посвятила целый школьный праздник этой прекрас­ной стране… Не случайно и жизнь складывалась так, что я много раз бывал на Кубе по самым разным линиям — и Мо­сковского университета, и Коммунистической партии Совет­ского Союза, и Коммунистической партии Российской Феде­рации, и теперь — Государственной Думы. И всегда уезжал с незабываемыми впечатлениями. Ведь Куба — это не толь­ко воздух свободы. Это воздух справедливости, самоотвер­женности и дружбы. Очень ценю, что представилась возмож­ность бывать на этой земле, чувствовать ритмы ее совре­менной жизни, встречаться со своими старыми и добрыми друзьями и товарищами.

Для нового поколения Куба еще не раскрылась в своем многогранном образе. Кто-то сейчас знает о ней лишь как о заманчивой главе в туристическом каталоге. Но для совет­

ских людей моего поколения слова «Куба», «Фидель», «бар-будас» — окутаны ореолом революционной героики и роман­тизма, мужественной борьбы народа далекой и в то же время близкой страны за свою свободу и независимость от импе­риалистического диктата США. Против бесправия, нищеты, голода, социального и классового неравенства, за достойную человеческой личности жизнь.

Тогда, в далекие теперь уже 60-е годы XX столетия, мы, советские люди, ложились спать и просыпались под слова чрезвычайно популярной и постоянно звучавшей в нашей стране песни «Куба — любовь моя, остров зари багровой». Взрослея и узнавая все больше и больше об истории и основ­ных этапах кубинской революции, о ее лидерах и героях, мы восхищались Фиделем и его героическими соратниками, ко­торые штурмовали казармы Монкада, высаживались с яхты «Гранма», сражались с бандами контрреволюционеров в го­рах Сьерра-Маэстре и на Плайя-Хирон. Таковы были для нас, молодых советских граждан, первые в жизни уроки интер­национализма и солидарности с борющимися за свою сво­боду народами.

Когда героическая борьба кубинского народа увенчалась успехом и Революция победила, Советский Союз, другие со­циалистические страны, мировое коммунистическое и рабо­чее движение оказывали Кубе и ее народу всевозможную по­мощь и поддержку. Ведь суть победы кубинской революции уже тогда была понятна советским коммунистам — она ра­зорвала цепь империалистического гнета в Латинской Аме­рике и привела к созданию первого социалистического госу­дарства на Американском континенте, ознаменовав важный поворот и открыв на континенте новый этап революционно­го движения.

Историческое значение и геополитическое звучание про­изошедшего в то время на Кубе — нельзя недооценивать и сегодня. Изначально сориентированная на солидарную под­держку в первую очередь угнетенных народов Латинской Америки, кубинская революция стала одновременно и фор­постом и маяком для всех тех народов Латиноамериканско­го континента, которые так же, как и кубинцы, — пытаются выбраться из хищной пасти близлежащей «империи». Ведут многотрудную ежедневную борьбу за лучшую жизнь своих граждан и будущих поколений.

Кому-то покажется, что это «старая лексика». Не согла­шусь. Может быть, теперь уже просто не очень «привычная» для широкого читателя. Но если вдумчиво вглядеться в про­цессы, которые сегодня происходят по всему миру, особенно на фоне социально-экономического кризиса, спровоцирован­ного мировым финансовым капиталом, гегемонией амери­канского доллара и политикой захватнической глобализации, то будет понятнее, сколь сложна борьба за собственный вы­бор судьбы для стран-соседей США. Да и не только.

Чрезвычайно сложно пришлось братской Кубе после раз­рушения СССР и фактической ликвидации мировой систе­мы социализма. Однако запас прочности кубинской социаль­но-экономической системы оказался мощным. Даже остав­шись без поддержки со стороны Советского Союза и других братских стран, находясь в условиях жесточайшей экономи­ческой и торговой блокады, кубинцы сумели не только вы­стоять, но и оставаться центром притяжения всех тех свобо­долюбивых сил, которые встали на путь решительной борь­бы с империализмом и неоколониализмом. Сегодня можно с уверенностью сказать, что кубинский народ выиграл и это сражение. Никакие планы так называемой «помощи свобод­ной Кубе», принимаемые в США с целью соблазнения кубин­цев берегами Флориды и попирающие все нормы и принци­пы международного права, не приносят недругам Кубы же­лаемых результатов.

Жизнь не только объективно подтвердила правильность идей, высказанных Фиделем Кастро на суде в 1953 году в зна­менитой речи «История меня оправдает», но и убедила мил­лионы латиноамериканцев в действенности стратегии ле­гендарной кубинской революции. Ведь сегодня Куба уже не одинока на Латиноамериканском континенте. Вместе с ней

Венесуэла и Боливия. Вместе с ней поддержка и солидар­ность миллионов честных людей на Земле. Процесс «поле­вения», охвативший в наши дни ориентирующиеся на Кубу страны региона — Бразилию, Чили, Мексику, — и есть дос­товерное свидетельство дальновидности многих положений так называемой «Программы Монкады», во многом возро­дившей революционно-демократические идеи национально­го героя Кубы Хосе Марти.

Находясь уже почти около полувека в состоянии изну­рительной борьбы с американской империей и испытывая немалые трудности, Куба тем не менее всегда находила воз­можность и считала своим интернациональным долгом про­являть солидарность с другими народами, помогать тем, кому плохо, кому больше некому помочь. Друзья Кубы хорошо зна­ют об огромной помощи, которую оказывают кубинцы наро­дам, пострадавшим от различных стихийных бедствий и ка­таклизмов, народам, прозябающим в нищете и бесправии, а также борющимся за свободу и независимость своих стран. О бескорыстной помощи десятков тысяч кубинских врачей, учителей, других специалистов в самых отдаленных уголках земного шара. В одном из своих выступлений перед кубин­ской молодежью Фидель Кастро совершенно справедливо го­ворил, о том, что вряд ли сегодня какая-либо другая стра­на кроме Кубы смогла бы, например, направить для помощи братскому народу Гватемалы 1000 врачей.

Нападки западных империалистических кругов на Кубу легко отбиваются. Чего стоят только два факта. На Кубе одна из самых высоких продолжительность жизни и самая низкая детская смертность. Это примеры для всей планеты, которую с каждым днем все меньше будут волновать проблемы при­были и все больше вопросы выживания в условиях меняю­щейся экологии, стремительно уменьшающихся запасов при­родных ресурсов, сохранения человека в агрессивной инфор­мационной среде.

В любом случае, как бы кто ни относился к Кубе, каж­дый восхищается стойкостью духа этого необыкновенного народа. Их верностью своим убеждениям, готовностью идти на жертвы ради сохранения свободы и независимости сво­ей страны.

Как-то мне задали вопрос, кто для меня является «при­мером в современной политике». Для меня несложно отве­тить. Не сомневаясь, сказал: Фидель Кастро.

Несколько раз мне приходилось встречаться с ним лич­но, присутствовать на его выступлениях. Что меня порази­ло — это его отточенный острый ум. Прекрасная память, эру­диция. Талант четко придерживаться основной идеи, стерж­ня выступления, несмотря на отвлечения на другие темы. Это человек, мужество, убежденность, стойкость которого дают силы каждому, кто ставит перед собой цели борьбы за луч­шую справедливую жизнь. И рождают непоколебимую веру, что эта борьба увенчается победой.

Кубинская Революция, достижения кубинского народа, его единство и созидательный труд неразрывно связаны с именем Фиделя Кастро. Во времена, когда он появился, не было такого понятия «пиар», «раскрутка». Это был человек, вышедший из народа и поднятый народом на высочайший пьедестал благодаря тому, что сам стоял плечом к плечу с солдатом и рабочим в самых трудных ситуациях.

Всемирно известна магическая сила слова командан-те Фиделя, который мог выступать часами и которого люди слушали и готовы были слушать дальше и дальше. И тут не только ораторский талант. Здесь и глубокий уровень анали­тики, не повторение прописных истин, а постоянное творче­ское развитие идей. И потому не менее интересен Кастро в печатном слове, в его «Размышлениях», которые регулярно выходят и сегодня, когда он уже и не является официальным руководителем государства.

Каждое его слово — актуально. Посмотрите на карту мира: какое расстояние от Москвы до Гаваны! Какая раз­ная история. Но какой родной нам народ. В июне этого года именно Фидель Кастро «дотянулся» до России словами за­щиты подвига нашего народа в Великой Отечественной вой­не: «Основное ядро армии Гитлера и его самые отборные ди­визии были уничтожены советскими солдатами на русском фронте, после того как они оправились от ущерба, нанесен­ного первым ударом. Сопротивление Ленинграда длительной блокаде, бои сибирских дивизий в нескольких километрах от Москвы, битвы под Сталинградом и на Курской дуге вой­дут в историю войн в числе самых крупных и решающих со­бытий», — заявил команданте Фидель. Заявил в ответ на по­пытки США пририсовать ключевую роль в победе над фа­шизмом — высадке в Нормандии американских и английских союзников.

Исключительный талант Кастро коротко, через простые события и новости, заставлять нас задумываться о сложней­ших процессах — это то, что заслуживает самого серьезного внимания российского читателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: