Муравей и слон

Человек создавал необходимые блага и услуги с мо­мента, как он стал жить в обществе, и на протяжении мно­гих тысяч лет оно развивалось от самых элементарных форм до самых продвинутых. Эксплуатация человека че­ловеком, как мы знаем или должны знать, была неотъем­лемой спутницей этого развития. Разница в образе вос­приятия этой действительности всегда зависела от места, которое каждый занимал в обществе. Это выглядело как нечто естественное и огромное большинство никогда не задумывалось над этим.

В самый разгар расцвета капитализма в Англии, шед­шей в авангарде с США и другими странами Европы, в мире, где уже властвовал колониализм и экспансионизм, великий мыслитель и исследователь истории и экономи­ки Карл Маркс (исходя из идей самых престижных немец­ких и английских философов и экономистов того времени, среди которых были Гегель, Адам Смит и Риккардо, с ко­торыми он расходился во мнениях), разработал, написал и опубликовал в 1859 году свои идеи о производственных отношениях и обмене в условиях капитализма под назва­нием «К критике политической экономии».

В 1867 году он продолжил распространение своего мышления в первом томе его величайшего произведе­ния «Капитал», благодаря которому он приобрел широ­чайшую известность. Большая часть его объемной книги, начиная с его записей и заметок, была опубликована Эн­гельсом, который разделял его идеи и, будучи прорицате­лем, опубликовал его произведение после смерти Маркса в 1883 году.

Написанное Марксом является самым серьезным ана­лизом, созданным во все века о классовом обществе и об эксплуатации человека человеком. Так родился марксизм, ставший фундаментом партий и революционных движе­ний, провозглашавших социализм как цель. Это почти все социал-демократические партии, которые, после того как разразилась Первая мировая война, предали лозунг, вы­двинутый Марксом и Энгельсом в «Манифесте комму­нистической партии», впервые опубликованном в 1848 году, — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Великий мыслитель дословно и просто выражал одну из истин: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отно­шения — производственные отношения, которые соответ­ствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития матери­альные производительные силы общества приходят в про­тиворечие с существующими производственными отноше­ниями… Из форм развития производительных сил эти от­ношения превращаются в их оковы, и тогда наступает эпоха социальной революции … Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появля­ются раньше, чем созреют материальные условия их суще­ствования в лоне самого старого общества…»

Я не смог бы объяснить другими словами эти ясные и точные концепции, написанные Марксом таким образом, что даже кубинские молодые люди, вступившие в суббо­ту 14 июня в ряды Союза молодых коммунистов, смогут понять их сущность при помощи элементарного объясне­ния их преподавателей.

В отношении конкретного развития классовой борь­бы, Маркс написал два превосходных исторических ана­лиза: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг..» и «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта», которые доста­вят удовольствие любому читателю… Он был настоящим гением.

Ленин — глубокий продолжатель диалектического мышления и исследований Маркса — написал два главных произведения: «Государство и революция» и «Империа­лизм — высшая стадия капитализма». Идеи Маркса, во­площенные в жизнь Октябрьской революцией, также раз­вивались Мао Цзедуном и другими революционными ли­дерами стран третьего мира. Без них также не разразилась бы Кубинская революция на задворках США…

Если бы марксистское мышление ограничивалось бы только идеей, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора», то ка­питалистический теоретик Фрэнсис Фукуяма был бы прав говоря, что распад СССР был концом истории и идеоло­гий, и что должно прекратиться всякого рода сопротивле­ние капиталистической производственной системе.

В эпоху, когда создатель научного социализма изло­жил свои идеи, производительные силы находились на пути к полному развитию, технология еще не предоста­вила смертоносного оружия массового уничтожения, спо­собного привести к уничтожению рода человеческого. Не было завоевания космоса, беспредельного расточительст­ва углеводородов и не восстанавливаемого ископаемого топлива. Не были известны изменения климата в приро­де, которая казалась человеку бесконечной, не было миро­вого кризиса продовольствия, чтобы делить его между не­счетным количеством двигателей внутреннего сгорания и населением в шесть раз больше миллиарда людей, обитав­ших на планете в году, когда родился Карл Маркс.

Опыт социалистической Кубы имеет место, когда им­перское господство распространилось по всей планете.

Когда я говорю о сознании, я имею в виду не волю, способную изменить действительность, а, напротив, зна­ние объективной действительности, определяющей после­дующие действия.

Десятки миллионов людей погибли во время войны, вызванной фашизмом в середине XX века, родившегося в антимарксистских недрах развитого капитализма, предви­денного Лениным.

На Кубе, как и в других странах третьего мира, присое­динились и поддерживали друг друга борьба за националь­ное освобождение под руководством средних слоев насе­ления и мелкой буржуазии и борьба, которая велась за со­циализм более продвинутыми секторами рабочего класса и крестьян. Также проявились идеологические и классовые противоречия. В ходе каждого процесса значительно изме­нялись объективные и субъективные факторы.

После последней мировой войны возникла Организа­ция Объединенных Наций и другие международные орга­низации, в которых многие увидели новое сознание пла­неты. Это был обман.

Фашизм, инструментом которого сам Гитлер назвал Национал-социалистическую партию, возродился более сильный и угрожающий, чем когда бы то ни было…

Наша страна доказала, что может выдержать любое давление и помогать другим народам. Наша маленькая страна выстоит.

В нескольких словах: муравей смог сделать больше, чем слон!

18 июня 2008 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: