Рассмотренные выше потенциальные опасности негативного воздействия химического оружия на здоровье людей, флору и фауну могут иметь глобальный, а в случае залповых разгерметизаций затопленных боезапасов и планетарный характер. Российская и мировая общественность не прониклась ещё пониманием этого факта. Финансирование научных разработок по этой тематике явно не достаточно, не рассекречиваются важные теоретические и экспериментальные наработки, которые могли бы интенсифицировать решение общечеловеческих проблем ликвидации токсической опасности. Исследования в специализированных институтах имеют ограниченный узковедомственный характер, крайне мало публикаций в открытой печати, редко проводятся научные форумы и конференции.
Нельзя не отметить, что в последние годы наметились некоторые положительные тенденции в этих вопросах. Налаживается диалог разработчиков — технологов, сотрудников мест хранения и уничтожения отравляющих веществ с общественностью. Об этом говорят проведения публичных чтений в регионах содержания химического оружия, а также публикации в некоторых журналах — Российском химическом журнале, Химическая технология, Химическая промышленность и т.п. Однако представленные в них материалы в своём большинстве имеют повествовательный, а не научный характер и являются «перепевками» и повторами одного и того же в разных вариациях.
Очевино, что бесконечно долго химические боеприпасы, наполненные агрессивными веществами, храниться не могут, и наступит момент их разгерметизации. Причём для изделий, снаряжённых фосфо-рорганикой, наступление такого момента возможно в самые ближайшие десятилетия. Напомним, что фос-форорганические отравляющие вещества типа зарина и зомана хранятся [4, 60] в авиабомбах, снарядах, головных частях ракет, блоках к универсальным контейнерам, выливных приборах в разных регионах европейской густонаселённой части страны. Такими местами являются [4] авиационная база ХБП г.Почеп Брянской обл., базы хранения химического оружия ВВС Марадыковский Кировской обл. и Леонидовка Пензенской обл., а также арсеналы Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) г.Щучье Курганской обл., арсенал артиллерийских химических боеприпасов ГРАУ в посёлке Кизнер Удмуртской Республики и склады Центрального военно-химического полигона Шиханы Саратовской обл. Причём боезапас изделий, снаряжённых фосфорорганическими отравляющими веществами, и подверженных действию ох-рупчивания металла с последующим выходом токсикантов в окружающую среду, превышает половину общего количества химического оружия России.
Проблема не «рассосётся» сама собой, и нужно принимать незамедлительные действия, не заклинания, а конкретные дела, для чего в первую очередь следует провести инвентаризацию источников токсической опасности во всех средах. Результаты инвентаризации должны быть доступными любому жителю страны, что конечно же вызовет яростный отпор «химического начальства». Основный аргументами защитников замалчивания проблематики химического оружия являются следующие. Россиянам в их же интересах не следует знать истинное состояние дел со смертоносной отравой в стране — в могильниках и местах затоплений, в местах хранения, утилизации и уничтожения, а также реальные и потенциальные опасности, которые таит в себе химическое оружие, так как возможна паника и враждебное отношение населения к властям.
Следует помнить, однако, что паника возникает в атмосфере информационного голода, а хорошие отношения к властным структурам возможны лишь при условии полного доверия к их действиям и учёта интересов населения в целом и каждой личности в частности. С населением нужно вести кропотливую разъяснительную работу, компенсировать потенциальные риски и ущербы, убеждать в безопасности проводящихся работ и контроле над ситуацией, а не ставить людей перед свершимися фактами. Такая политика является общепринятой для большинства цивилизованных стран и надеемся будет проводиться в России.
Учитывая общее увеличение числа аварий в стране за последнее время и возрастающую с каждым годом опасность содержания химического оружия, этим вопросам необходимо уделять должное внимание. Поэтому в качестве последней ( а по важности, возможно, наибольшей — первой ) опасности, которую таит в себе химическое оружие на современном этапе развития общества, можно считать опасность недооценки нависшей угрозы и неведения людей о надвигающейся катастрофе.