Дорогие Мигель Барнет и остальные члены УНЕАК!
Я не могу быть вместе с вами на дискуссии. Знаю, что кое-кто из членов организации озабочен — особенно ты, Мигель — поскольку вы привыкли, что я традиционно присутствую на съездах наших писателей и деятелей искусств.
Тем не менее, я хочу в качестве моего скромного вклада во встречу выразить некоторые мысли, которые приходят мне на ум, привыкший ставить перед собой сложные вопросы, хотя и не всегда с тем спокойствием и временем, которыми я сейчас вынужденно пользуюсь…
Современный человек не менее эгоистичен, чем грек во времена Платона. Наоборот, на сегодняшнего человека обрушивается такая лавина рекламы, изображений и влияний, как никогда ранее.
При социализме нельзя избежать формулы: каждый вкладывает в общество по своим способностям и получает по своему труду. Откуда общество может взять ресурсы, чтобы обеспечить основные социальные услуги всем, могут они работать или нет, производят они или не производят товары и экономические услуги?
Вклад, который человек вносит в общество, неизбежно должен быть пропорционален, но никогда не равен тому, что он способен создать. От налога нельзя отказываться ни за что, и он не может быть просто пропорциональным. Бывает момент, в силу его важности, когда налог может составить почти полностью все созданное.
Прямой налог погубил левые правительства северных и других европейских стран. Нет ничего более антипатичного. Сбор излишков в стоимостном выражении от экспортированных услуг, кроме тех, которые оказываются бесплатно на международной арене десятками тысяч соотечественников, не только справедлив, но и более понятен, чем прямое взимание растущей пропорциональной части личного дохода, что подобно кинжалу, наставленному в грудь с требованием: кошелек или жизнь.
Стимулы, выражающиеся не только в валюте, чтобы покупать в магазинах, но также и в виде многочисленных высоко эффективных форм, имеющих социальное, человеческое и семейное содержание, не побуждают к индивидуализму и эгоизму, ведущих к отрицанию — под самыми различными масками — общества, которое мы намереваемся создать.
Я слушал выступления, произнесенные сегодня утром, иные великолепные по форме выражения и содержанию. Пока я писал и переписывал начисто это послание, я выслушал их все. Твои слова, Мигель, явились настоящим ударом по коррумпированным, кто, стремясь к личной выгоде, прикарманивает часть этого излишка. Надо бить их «с яростью раба, повергающего свое бесчестье» — как тирана. Беру эти слова из «Простых стихов» Хосе Марти.
Я спрашиваю себя, могут ли методы, которые применяет администратор продовольственной лавки, сформировать сознание, нужное для достижения лучшего мира?
Не было бы смысла говорить о революционном сознании, если бы не существовало развитого и глобализированного капитализма, который предвидели уже почти сто лет назад.
Сознание человека не создает объективных условий. Происходит наоборот. Только тогда можно говорить о революции. Красивых слов, необходимых как носителей идей, недостаточно; требуются глубокие размышления.
Два дня назад, в одной статье, появившейся в зарубежной прессе, говорилось о тридцати гениальных изобретениях, которые преобразили мир: компакт-диск, GPS и DVD, сотовый телефон, факс, Интернет, микроволновая печь, Facebook, цифровая камера, электронная почта и так далее, и тому подобное.
Количество долларов, которые подразумевает продажа — и частично уже полученных от продажи — каждого из этих продуктов, создает для транснациональных корпораций накопление сумм с таким количеством нулей, что их невозможно понять. Даже хуже того: каждый из них будет заменен другим, более эффективным изобретением, и уже даже нельзя гарантировать тайну того, о чем говорит между собой парочка, сидя на скамейке в парке.
Имеет ли какой-либо смысл такой вид существования, который обещает империализм? Кто управляет жизнью людей? Можно ли даже гарантировать сохранение умственного и физического здоровья людей, когда они подвергаются еще не изученному воздействию стольких электронных волн, для которых их тело и их ум еще не эволюционировали?
Съезд УНЕАК не может не затронуть этих острых тем. Многие скажут: это фатализм. Отвечай: нет, фатализмом было бы не ставить эту проблему. Я бы даже не беспокоил вас этими строками.
Климат меняется вследствие безответственной деятельности человека. Равновесие нарушено. Как восстановить его — вот большая проблема, которую предстоит решить…
Я упомянул только часть вопросов, которые, пока я наблюдаю мировую действительность, проносятся в моей голове.
Я испытываю большое удовольствие, когда вижу успехи нашего народа в различных областях, даже в борьбе за сохранение окружающей среды — успехи, каких не смогли достичь другие общества, не подвергающиеся жестоким блокадам и смертельным угрозам.
Это вызывает ненависть у наших противников. Я видел статьи в широко известных капиталистических органах печати, которые сворой набрасываются на нас. Они говорят о нашей стране так, как будто мы нищие и начинаем с нуля, а не народ с таким уровнем минимального образования, какого не достигли самые развитые страны, с великолепными показателями здоровья и выплатами по социальному обеспечению, быть может даже слишком высокими — как я подумал, когда один из делегатов съезда справедливо говорил о тех, кто грубо портит определенное общественное имущество, и призывал к борьбе против дурных привычек, осуждаемых нашим обществом.
Противник совершает серьезные ошибки и проявляет невообразимую тупость в своей битве против объективной правды. Совсем недавно американские предприятия, законтрактованные для предоставления услуг, по приказу американского правительства лишили сотни тысяч шведских граждан доступа к сайту «Ребельон» в Интернете, где публикуются сообщения о Кубе. Просто-напросто они произвольно перекрывают этот доступ. Они не способны понять, что интерес к сайту «Ребельон» растет и битва идей между Кубой и империей усиливается.
Простите, дорогие товарищи, если я слишком увлекся.
Я слежу за империей и ее зловещими планами.
Исходя из наших здоровых, патриотических и интернационалистических усилий в выполнении ежедневных физических и умственных задач, я бы осмелился сказать: все то, что этически укрепляет революцию — хорошо, все то, что ее ослабляет — плохо.
Крепко обнимаю всех,
Фидель Кастро Рус