Во многих сейсмичных странах постройки проектируются теперь более сейсмостойкими. Не только индивидуальные застройщики осознали, насколько выгоднее строить дома, которые могут противостоять землетрясениям, но и общественный интерес к проблеме сейсмостойкости заметно возрос.
Этот интерес отчасти связан с растущей осведомленностью о роли окружающей среды, а отчасти-с осознанием того факта, что именно само население будет расплачиваться за восстановление экономики. Современное социальное развитие привело к тому, что большая часть потерь промышленности возмещается за счет государственной помощи, а она осуществляется из фондов, создаваемых налогами. В результате такого развития во многих странах при местных, провинциальных и центральных властях были образованы специальные ведомства, призванные защищать жизнь и здоровье каждого отдельного человека и экономическое благосостояние всего населения.
При разработке мер, регулирующих строительство в сейсмичных районах, первым делом нужно установить соответствующий набор правил. Например, после 1971 г. при создании общих планов развития городов и поселков в Калифорнии по закону необходимо учитывать элемент сейсмической безопасности. Хотя выработанная для этого процедура страдает некоторыми недостатками, обусловленными несовершенством и непоследовательностью оценок опасности, общий результат обещает быть положительным. При технических обследованиях изучаются следы исторических землетрясений и активность всех разломов данного района, грунтовые условия и вероятность оползания, просадки и разжижения грунта и разрабатывается план мероприятий на случай чрезвычайного положения.
При проведении многих таких специальных работ наблюде
ния выполняются на основе разного рода региональных геологических карт. На них показано геологическое строение площади с выделением тех разломов, по которым отмечены подвижки четвертичного времени. Эти карты дополняются картами типов и мощностей поверхностных образований: аллювия, насыпных грунтов и т. д. Используются также (если они есть) карты сейсмической интенсивности, на которых нанесены сведения об интенсивности исторических землетрясений и их изосейсты.
Опираясь на эти основные геологические и сейсмологические данные, можно построить карты сейсмического районирования разных масштабов. На самых мелкомасштабных (обзорных) картах указываются районы страны или какой-либо провинции, в которых отмечена или ожидается та или иная интенсивность сотрясений грунта. Если речь идет об ожидаемой интенсивности, то подразумевается, что на карте даны оценки, определенные с некоторой вероятностью. Карты районирования, существующие в настоящее время для Северной Америки, Европы, для Балкан, СССР, Китая, Японии, Новой Зеландии, Австралии и других стран, основаны на геологических данных, на сведениях о повторяемости и магнитуде землетрясений, об интенсивности исторических землетрясений и на субъективной экстраполяции данных о сейсмичности в других районах мира. Несмотря на явное несовершенство карт сейсмической опасности, они становятся все более распространенными. Такие карты, составленные для некоторых городов, например для Токио, отличаются большой детальностью: на них бывают показаны даже кварталы и улицы.
Существуют специальные карты сейсмического риска, который либо указывается в относительной мере, либо прямо считается вероятностным. На большинстве карт относительного риска разные зоны обозначаются произвольными цифровыми индексами или буквами алфавита. Например, на действовавшей до недавнего времени карте сейсмического риска для США были выделены 4 зоны, различающиеся по степени опасности: от нулевой опасности (зона 0) до наибольшей опасности (зона 3). Карты вероятностного риска дают представление о лежащей в их основе статистической неопределенности, как это делается при расчете риска для страхования. На таких картах указывается вероятность того, что в данном месте в течение определенного промежутка времени (как правило, 50 или 100 лет) произойдет землетрясение, интенсивность которого превысит какую-то указанную величину.
В последние годы методы обзорного сейсмического районирования претерпели в США серьезные изменения. Были составлены новые вероятностные карты, представляющие собой основной документ для проектирования сейсмостойких зданий
в строительной практике[14]). Пример такой карты приведен на рис. 1, где дается ожидаемая интенсивность сотрясений грунта, выраженная в значениях так называемого эффективного пикового ускорения. Эта величина представляет собой максимальное ускорение, возникающее при землетрясениях на твердом грунте, без учета высокочастотных колебаний, которые не воздействуют на сооружения значительного размера (большие дома, фабричные здания, мосты, плотины и т.д.). Как указывалось в гл. 7, ускорения грунта в практике сейсмостойкого строительства считаются характеристикой интенсивности землетрясения.
Поскольку величина ускорения, показанная на карте изолиниями, рассчитана для определенной вероятности, тем самым учитывается неопределенность, с которой ожидаются разруши
тельные землетрясения в разных частях страны. Каждое указанное на карте значение с вероятностью примерно 90% не будет превзойдено в течение 50-летнего периода. Например, наибольшие значения пикового ускорения оказались, согласно расчетам, в сейсмически активной Калифорнии; там в районе изолинии 0,4 вероятность того, что среднее пиковое ускорение грунта 0,4# или выше возникнет в течение 50-летнего срока, составляет только 1/10. Другой фактор, который необходимо учитывать при составлении любой карты сейсмического риска -затухание, или уменьшение средней интенсивности, колебаний с расстоянием от очага землетрясения (рис. 2). Это важный фактор, так как затухание сейсмических волн происходит по-разному в различных частях страны.
Чтобы избежать недостатков, которыми страдали прежние карты районирования США, при составлении новых карт (типа рис. 1) решено не отступать от следующих принципов:
1. Учитывать не только магнитуды землетрясений, ожидаемых на всей территории страны, но и их частоту.
2. Распределение различных зон устанавливать на основе сейсмостатистики, •данных об основных тенденциях тектонического развития, графиков затухания интенсивности и сообщений об интенсивности отмечавшихся землетрясений.
3. Районирование производить с помощью изолиний, так чтобы карта показывала изменение «уровня риска» в масштабе всей страны: «равнины» малого сейсмического риска и «горы» большого риска.
4. Карта должна иметь простой характер, на ней не делается попыток подразделять территорию страны на микрозоны. Поэтому на ней проводятся только четыре сильно сглаженные изолинии.
5. Изолинии должны быть непрерывными.
Карта эффективного пикового ускорения предназначается для целей районирования, проектирования и оценки сейсмической опасности на участках строительства; инженеры-строители могут брать значения ожидаемых ускорений непосредственно с этой карты, проводя интерполяцию между изолиниями. Таким образом, считается, что, если в конструкциях зданий и сооружений предусмотрены необходимые элементы сейсмостойкости, подверженность построек сейсмической опасности в будущем окажется приблизительно одинаковой на всей территории страны.
При использовании карт сейсмического риска в строительстве они обычно переводятся на язык строительных норм и правил. Сейсмостойкость сооружения обеспечивается инженерами-строителями, которые следуют инструкциям того или иного строительного кодекса и анализируют проект с точки зрения требований этого кодекса. В идеале все постройки, сооруженные в сейсмичном районе, должны соответствовать местным строительным нормам, но, как правило, полному анализу подвергаются только наиболее крупные и дорогостоящие здания. Строительные кодексы обычно составляются применительно к данной зоне сейсмического риска или к величине какого-либо параметра сотрясаемости грунта, например ускорения, распределение которого показано на рис. 1.
Чтобы улучшить практику строительства, нужны помимо желания еще и эффективные средства. К счастью, начиная с 1960-х годов появился целый ряд технических приемов, позволяющих увеличить сейсмостойкость строительных конструкций и отвечающих требованиям современной архитектуры. Чем лучше сейсмологи изучат природу землетрясений, тем надежнее будут используемые меры сейсмической безопасности. Как мы видели в предыдущих главах, научное познание землетрясений продвинулось теперь до такой стадии, когда причины землетрясений и типы колебаний грунта уже достаточно хорошо известны. Ясно также, что получают все большее распространение чрезвычайно важные наблюдения, выполняемые с помощью сейсмографов для записи сильных движений; такие наблюдения проливают свет на распределение интенсивности сейсмических колебаний в зависимости от различных условий. Так, изучение колебаний при землетрясении Сан-Фернандо 1971 г., при Гватемальском землетрясении 1976 г., землетрясении во Фриули 1976 г. и многих других сейсмических толчках по всему миру способствует постепенному, кирпичик за кирпичиком, построению более надежной основы для проектирования сейсмостойких сооружений.
Инженеры, работающие над проблемами сейсмостойкости, научились лучше анализировать колебания, возникающие в разных частях зданий; часто для такого анализа теперь используются быстродействующие вычислительные машины. Более того, некоторые принципы динамического анализа не только получили солидную теоретическую базу, но и были уже проверены на практике во время фактически происшедших землетрясений, например землетрясения Сан-Фернандо 1971 г. в районе Лос-Анджелеса. Было выяснено, что многие многоэтажные здания, сооруженные в соответствии с правилами сейсмостойкого строительства, во время этого землетрясения испытали колебания, характер которых был близок к предсказанному проектировщиками. В некоторых случаях конструкция зданий оказалась неподходящей, в особенности когда использовались необычные архитектурные формы и непроверенные материалы (см., например, разрушение больницы Олив-Вью на рис. 5).
В следующих разделах будет показано, что в наши дни при строительстве особо важных сооружений часто проявляется большая забота об уменьшении сейсмического риска. Методы, используемые для прогноза поведения грунта при сильном землетрясении, различаются в деталях от участка к участку и от одной страны к другой. Очевидно, что объем работ и расходы на проведение геологических исследований с целью свести к минимуму риск на каждой строительной площадке сильно зависят от типа сооружения. Повреждение некоторых крупных сооружений не представляет непосредственной угрозы для населения, и в этом случае главная задача-свести к минимуму стоимость повреждения самой конструкции. Однако многие здания, такие как крупные больницы, должны сохранять дееспособность при всех возможных разрушительных землетрясениях в данном районе. В соответствии с этим уже при самых предварительных исследованиях приходится принимать трудные решения, и консультант-сейсмолог, давая рекомендации составителям строительного проекта, обычно остро ощущает то, что у него под рукой слишком мало материалов фактических наблюдений.
Из-за такой неопределенности критерии для выбора строительной площадки бывают гораздо более строгими, чем это может быть оправдано уровнем риска, принимаемым в повседневной жизни. Правильно говорят, что ничто не помогает развитию сейсмологии больше, чем изучение каждого нового сильного землетрясения (предполагая, что изучение проводится высококвалифицированными специалистами), и поэтому надо быть терпеливыми и ожидать появления дополнительного материала, который помог бы принять более обоснованные решения. К счастью, теперь, когда во многих местах установлены приборы для измерения сильных движений грунта, землетрясение в какойлибо одной стране позволяет получить сведения, полезные для любого района земного шара. В этом смысле наука сейсмология и практическое сейсмостойкое строительство — это дела поистине глобального масштаба, которые не считаются с границами государств и служат благу всего человечества.