Газеты, брошюры, журналы

Газета — один из эффективных и распространенных видов печатной пропагандистской продукции. Органы психологической войны издают газеты преимуществен­но для населения освобожденных (оккупированных) рай­онов, а также для военнопленных.

Так, в годы Второй мировой войны американцы вы­пускали для немецких солдат и офицеров газету «Sternen

Газеты, брошюры, журналы

banner* («Звездный флаг»; рис. 25). Советские войска распространяли иллюстрированную газету «Фронт ил-люстрирте», выходившую на немецком, румынском, ита­льянском, финском языках, и газету «Фрайес Дойчланд», которую издавал Национальный комитет «Свободная Германия».

Опыт Германии и СССР показал, что в первый пе­риод после вторжения в чужую страну, когда местная печать еще не сформировалась, газеты оккупационных властей являлются для местного населения главным ис­точником информации о международной и внутренней жизни. С их помощью оккупационное командование име­ло возможность проводить необходимую политическую и организаторскую работу среди населения (рис. 26). На­глядным примером служит издание немецких газет на языках народов СССР, а также газет, выходивших в со­ветском секторе Германии. Примеру этих стран после-

Газеты, брошюры, журналы

довали спецслужбы войск международной коалиции, из­дававшие газеты для населения и военнослужащих Ку­вейта и Ирака в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне».

Газета для военнослужащих и населения противника имеет целый ряд специфических особенностей. К ним относятся: передача содержания на иностранном языке; характерные только для газеты формы и способы пода­чи информации; своеобразные структурно-композицион­ные и графические элементы (соответствующие приня­тым в данной стране нормам и правилам); оригинальность языкового и стилистического оформления материалов, наличие особых газетных жанров и рубрик и т.п.

Кроме того, необходимо учитывать, что все люди усваивают (или не усваивают) газетную и иную инфор­мацию в соответствие с выработанными у них стереоти­пами. Так, стереотип восприятия, присущий большинст­ву населения западных стран, требует, чтобы материалы газеты были динамичными, броскими и занимательными, сопровождались эффектными иллюстрациями, чтобы в них разграничивалась комментированная информация, рекламный и справочный материал. Стереотип восприя­тия жителей Востока предполагает преобладание в га­зете в основном иллюстрированной информации.

По мнению специалистов, газета для населения и военнослужащих противника должна отвечать следую­щим требованиям:

— отличаться актуальностью и информативностью публикуемых материалов;

—   быть доступной по своему структурно-компози­ционному и языковому оформлению;

—   быть компетентной во всех вопросах, освещае­мых на страницах газеты;

—   учитывать состав читательской аудитории, ее ин­тересы и потребности;

—   демонстрировать безукоризненное знание языка издания;

—   подавать информацию с учетом норм газетной журналистики, принятых в данной стране, стереотипов восприятия ее населения;

—   соблюдать правила полиграфического оформле­ния газеты, привычные для местной читательской ауди­тории.

В первую очередь надо учитывать типичное мировоз­зрение большинства читателей, их социальные, нацио­нальные и религиозные особенности, информационные запросы, общее отношение к пропаганде противника.

Брошюра — относительно распространенный вид печатной пропагандистской продукции. Преимущество брошюр, по сравнению с листовками, состоит в том, что в них больше места для текста и иллюстраций. Следователь­но, пропагандисту легче разъяснить несостоятельность аргументов противника, у него есть возможность подроб­но проанализировать и прокомментировать их. Брошю­ры особенно удобны для разоблачения таких тезисов, которые подкреплены доводами формальной логики или неверными статистическими данными, так как в данном случае необходимо опровергать пункт за пунктом, циф­ру за цифрой.

Брошюра содержащая главным образом иллюстрации, доступна для людей с минимальным образованием. До­стоинством брошюры является также и то, что она обычно не задерживается в руках одного человека, а продолжа­ет путешествовать от одного читателя к другому.

Однако брошюры труднее прятать, чем листовки. Поэтому чтобы облегчить сохранение брошюр в усло­виях строгой полицейской слежки, их обычно каким-то образом маскируют. Например, брошюра, подготовлен­ная американскими пропагандистами во время Второй мировой войны для Японии и содержавшая анализ ее тяжелого военного положения, имела обложку с такой надписью: «Враг! Внимание! Эта брошюра издана пра­вительством США. Подобравший брошюру обязан до­ставить ее в ближайший полицейский участок». На обложке также указывалось, что получившему или по­добравшему брошюру полицейскому следует направить ее начальству как образец вражеской пропаганды.

Выпускали брошюры и японцы. Но у них маскиров­ка была другая. Одну такую брошюру они издали в виде привычного для американцев 25-центового карманного издания. На ней были подделаны все выходные данные, даже эмблема профсоюза печатников. Текст содержал аргументированную критику военной политики президен­та Рузвельта. Японцы распространяли эту брошюру у себя в стране, в оккупированных и зависимых странах Азии под видом трофея, захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям мысли о на­личии в США антивоенной оппозиции правительству.

Почти все страны, участвовавшие во Второй миро­вой войне, издавали также различные «пособия» для си­мулянтов. Любое из них начиналось с утверждений о том, что человек должен думать в первую очередь о себе, что система медицинского контроля пока еще весьма несо­вершенна, и что симуляция той или иной болезни яв­ляется, возможно, единственным средством избежать настоящего опасного недуга — ранения на фронте. Брошюры этого вида обычно маскировали под медицин­ские инструкции или справочники. Они содержали по­дробные указания как симулировать туберкулез, дизен­терию, сердечные заболевания, психические и другие болезни.

Журнал отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распростра­нять и хранить, чем брошюры, поэтому они предназна­чаются в первую очередь для гражданского населения и военнопленных противника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,099 сек. | 11.42 МБ