Листовки

Листовка — это информационно-пропагандистское печатное издание, отличающееся небольшим объемом (не более двух страниц), сжатым и доступным текстом, бро­ским типографическим оформлением.

Листовка обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатной продукции. Она намного оперативнее, чем журнал или брошюра, откликается на изменения в политической и военной обстановке. Ее до­статочно быстро готовят к печати (иногда в течение не­скольких часов), издают большими тиражами на любой полиграфической базе, в короткие сроки распространя­ют. Одну и ту же листовку можно многократно переиз­давать и в больших количествах распространять в тех или иных районах.

Расставляя по-разному смысловые акценты в не­скольких листовках, посвященных одному и тому же вопросу, можно учесть психологические особенности различных групп военнослужащих и гражданского на­селения противника. Специфическое полиграфическое оформление листовки способствует усилению ее эмоци­онального воздействия на аудиторию. Воспроизведение в листовке фотографий, копий официальных докумен­тов повышает ее убедительность.

Поскольку содержание листовки всегда предельно сжато, постольку оно легко воспринимается даже при вынужденно быстром чтении. Благодаря малому форма­ту листовку легко спрятать, передать кому-либо, сохра­нить как пропуск для сдачи в плен.

Вместе с тем листовка как вид пропагандистской продукции обладает некоторыми недостатками. Так, ее подготовка требует больше времени, чем программ устного вещания. Тиражирование листовок связано с существенными материально-техническими затратами (бумага, краска, энергия, транспорт), требуются также специальные технические средства для их распростра­нения. Успешность распространения зависит от метео­рологических условий и боевой обстановки.

Однако наличие указанных недостатков не снижает значения листовки как важнейшего средства пропаган­дистского и психологического воздействия.

Требования к листовкам:

1. Кониентрированность содержания. Текст листовки должен быть кратким. Чтение ее не должно занимать более 30-60 секунд, поскольку по отношению к тем, кто поднял и прочел вражескую листовку, в военное время применяют суровые меры наказания.

Листовка — это текст, выражающий какую-то одну идею. Для ее обоснования можно привести несколько различных аргументов (фактов), но все они ставят сво­ей целью подведение читателя к усвоению одного тези­са, являющегося стержнем всего материала. Сосредото­ченность на одном основном положении (тезисе, идее, лозунге) — важнейшее требование к любой листовке.

2. Аргументированность. Основное положение листовки надо не просто декларировать, а обосновывать и подтверждать разносторонними убедительными доказательствами. Листовка должна, не вступая в полемику, нейтрализовывать предубеждение к тем, кто ее создал, и заставлять верить в их правоту.

3. Простота и доходчивость. Листовка обязана учитывать особенности аудитории, но в любом случае она должна быть написана простыми словами. Задача листовки — внушить определенную мысль (идею). Чем проще эта мысль, чем яснее она изложена, тем больше шансов, что ее поймут и примут. Никаких туманных намеков, никаких недомолвок в листовке не должно быть.

Нельзя также перегружать текст и оформление лис­товки деталями.

4. Композиционная четкость. Листовка, несмотря на свою краткость должна иметь четкую композиционную и логическую структуру. Это достигается хорошо про­думанной логикой изложения материала.

5. Привлекательность, броскость. Листовку необхо­димо оформлять так, чтобы она привлекала к себе вни­мание и вызывала желание ее прочесть. Для этого сле­дует умело использовать яркие, броские иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы), подбирать цвет бумаги и краски, различные шрифты и т.д. Размер шрифта не должен быть меньше шрифта пишущей машинки, иначе текст становится трудным для восприятия. Чем крупнее шрифт, тем легче читать листовку.

Особое значение имеет выбор цвета. Желательно, чтобы листовка была яркой, выделялась на фоне мест­ности. Однако, если известно, что за чтение и хранение листовок противник строго наказывает, то лучше под­бирать неброские цвета.

Время, необходимое для подготовки листовок, опре­деляется целым рядом факторов, основными среди ко­торых являются: постановка конкретной задачи по под­готовке материала (указание объекта воздействия, темы,

предназначения и вида листовки); степень профессиона­лизма автора (или группы авторов); качество и полнота справочного материала, наличие профессиональных по­лиграфистов и необходимой полиграфической базы.

В целом противник должен получать такие листов­ки, которые вполне определенно дают, ему понять, на­сколько хорошо он изучен.

Виды листовок. Листовки классифицируют по опре­деленным признакам. В зависимости от содержания раз­личают информационные, аналитические и специальные листовки.

Информационные листовки призваны донести до ад­ресата соответствующее сообщение, информацию о ка­ком-либо событии, обстановке в определенном районе, состоянии или действиях конкретных людей. Для них характерен такой стиль изложения, при котором воздей­ствие на читателя осуществляется не столько с помо­щью логических аргументов, сколько путем подбора фактов.

По форме, периодичности издания, разнообразию тем информационные листовки близки газете. Их оформле­ние нередко включает элементы оформления газетной продукции: заголовок, разнообразные выделения в текс­те и т. п. Тем не менее, пропагандистская направлен­ность таких листовок совершенно очевидна. В лучших из них чувствуется стремление, не навязывая противни­ку своих выводов, дать возможность говорить самим фактам, которые помогут читателю понять истинное положение вещей и подскажут, что делать (см. рис. 18).

Аналитические листовки — наиболее распространен­ный вид листовок. В отличие от информационных, ха­рактеризующихся простым изложением красноречивых фактов, аналитические листовки разъясняют какую-либо одну проблему. Основной тип подачи материала в них — изложение, обсуждение, разъяснение. Они обязательно включают тезис, подтвержденный соответствующей ар­гументацией (см. рис. 19—20).

Особым видом листовок являются специальные листов­ки, которые включают: листовки-документы, маскировоч­ные листовки, обращения и письма военнопленных (граж­данских лиц), листовки-пропуска, листовки-лозунги.

Листовки-документы содержат тексты правитель­ственных документов, официальных заявлений, рас­поряжений, обращений командования к населению и войскам противника, ультиматумов. Они отличаются од­нозначностью содержания, могут представлять собой факсимиле оригиналов различных документов.

В маскировочных листовках содержание и полигра­фическое оформление маскируется под соответствующие издание (периодические печатные издания противника, его приказы, инструкции, другую служебную докумен­тацию). Подготовка текста и полиграфическое оформ­ление такого рода листовок требует очень высокого про­фессионального мастерства.

На рис. 21 показана маскировочная листовка, исполь­зовавшаяся немцами в годы Второй мировой войны про­тив американцев. Подлинный источник информации — противник, т.е. немцы, мнимый источник — армия США. Листовка не имеет ничего общего с задачей пресечения венерических заболеваний, что было бы обязательно отражено в подлинно американской листовке. Ее цель — снижение морального духа американских войск. Содер­жание листовки:

«Военные власти… проверили 20000 женщин. Свы­ше 80 процентов из них оказались больными венери­ческими заболеваниями.

Среди проверенных женщин только 21 процент — проститутки. Остальные 79 процентов распределя­ются так: 61 процент — замужние женщины, всту­пившие в случайную связь, 18 процентов — девушки, знакомые военнослужащих (при этом 17 процентов в возрасте до 20 лет). Обе группы женщин оказались в

большинстве своем членами быстро растущего обще­ства женщин «V» («Победа»), которые заявили о сво­ем патриотическом стремлении утешать войска. А твоя девушка тоже среди них?»

Обращения и письма военнопленных (или интер­нированных гражданских лиц) обычно содержат сведе­ния, выраженные доверительным тоном и доходчивыми словами, хорошо понятные объекту психологического воздействия. Их авторами зачастую являются такие лица, которые пользуются авторитетом у противника. Подоб­ные листовки издают не только как обращения (призы­вы), но также в виде заявлений, писем, интервью с воен­нопленными.

Весьма важным элементом этих листовок являются фотографии и факсимиле подписей их авторов, их био­графические и служебные данные (место рождения, род деятельности, степень известности в стране, для воен­нослужащих — звание, личный номер, воинская часть).

В этих же листовках специалисты психологической войны обычно размещают:

— фотогоафии, показывающие, как военнопленные пользуются благами мирной жизни, выйдя из войны. Если того требуют соображения безопасности, лица пленных во время съемки частично закрывают;

— перечень продуктов питания, полагающихся во­еннопленным;

— заявления военнопленных об условиях жизни в лагерях, подтверждающие соблюдение там протокола Женевский конвенции;

— обещание тем, кто сдастся в плен, права перепи­ски с близкими на их родине;

— описание фактов, вызывающих у солдат ненависть к различным политиканам и грязным дельцам, находя­щимся в тылу и обманывающим тех, кто воюет на фронте.

Листовки-пропуска представляют собой своеобраз­ный документ для сдающегося в плен (см. рис. 22-23). Кроме призыва к сдаче в плен, они содержат правила сдачи, гарантии безопасности для сдавшихся, объясне­ние порядка обращения с военнопленными.

Листовки-лозунги и листовки-призывы содержат лаконичные тексты в форме призывов с целью побу­дить читателей к желаемым конкретным действиям. Ли­стовки-лозунги имеют, как правило, небольшой фор­мат (1/32,1/64 печатного листа). Текст их набирают крупным шрифтом, печатают в несколько красок. Листовки-ло­зунги могут также изготавливать в виде плакатов и рас­клеивать в доступных для обозрения местах, например, на задних бамперах легковых автомобилей, на боевой технике и т.д.

В зависимости от жанрового оформления листовки подразделяются на текстовые и иллюстративные.

А) В текстовых листовках основную смысловую на­грузку несет сам текст. Текстовые листовки бывают двух видов: публицистические и художественные. Содержа­ние публицистических листовок имеет, как правило, об-

щий характер и отличается острым (публицистическим) стилем. Они представляют собой наиболее распростра­ненный вид текстовых листовок.

В художественных листовках применяют различные литературные жанры: стихи, прозу, пародию, драматур­гию и т.п. Художественные листовки воздействуют в первую очередь на чувства, настроения, душевное со­стояние людей. Такие листовки зачастую отличаются сентиментальностью и рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателя тоску по дому, семье или чувство страха за свою жизнь.

Например, на одной из английских листовок периода Второй мировой войны был изображен пожелтевший листок дерева. Внутри этого листка размещалось стихо­творение пораженческого характера («Осень»):

Осень, падают листья и мы падаем как они. Листья умирают потому, что этого хочет Бог, А мы падаем потому, что этого хотят англичане. Весной больше никто не вспомнит Ни о погибших листьях, Ни о погибших фронтовиках. А жизнь потечет дальше Над нашими могилами.

Б) Иллюстративной листовкой принято называть та­кую листовку, в которой текст обычно является вспомо­гательным элементом, он служит для более глубокого понимания сути замысла художника. Отличительная чер­та таких листовок — их броскость, наглядность, выра­зительность (см. рис. 24.).

Структура листовки. Структура листовки — это совокупность всех шрифтовых, графических и иллюст­ративных элементов, отражающих ее вид и тематичес­кий замысел. Различные виды листовок имеют как об­щие, так и своеобразные структурные элементы.

Так, структура информационных листовок отлича­ется формой основного текста, который состоит из от­дельных сообщений, нередко взятых из различных ис­точников и имеющих подзаголовки. Информационные листовки, кроме того, имеют постоянные названия, ука­зание номера и даты выпуска.

Структура специальных листовок зависит от их раз­новидности. Например, листовки-документы, как прави­ло, воспроизводят тот или иной документ. Маскировоч­ные листовки соответствуют имитируемому изданию, и т.д.

Основными элементами структуры аналитических листовок являются: заголовок, обращение, вступление, основной текст, концовка, подпись, ремарка, пропуск.

Заголовок (название) должен кратко и ясно выражать тему листовки, ее основную идею. Его цель — привлечь внимание читателя, вызвать у него желание прочесть листовку. Заголовки могут быть сформулированы в виде вопроса, утверждения (констатации факта, явления и т.п.), лозунга, представлять собой фразеологическое выражение (пословицу, крылатую фразу и т.п.). Недо­пустимы стандартные, длинные и маловыразительные заголовки. Они должны быть краткими, броскими и от­ражать общий смысл содержания текста. Лозунги луч­ше запоминаются, если они рифмованые.

Обращение — это обозначение адресата листовки, то есть того, кому она предназначена. Обращаясь к кон­кретной аудитории, листовка как бы обещает удовлетво­рить информационную потребность адресата.

Во вступлении обычно указываются причины, по­будившие к написанию данной листовки, ее цели. Про­думанное вступление привлекает внимание читателя, заинтересовывает его, создает определенный настрой. Иногда вступление может отсутствовать (например, в листовках, композиция которых основывается на вопро­сах и ответах).

Основной текст листовки сообщает читателю глав­ную информацию, содержащую пропагандистский заряд, то есть основной тезис и совокупность подтверждающих его аргументов. Для достижения необходимого эффекта важное значение имеет расположение информации в тексте: лучше воспринимается та информация, которая расположена в конце (кульминация) или начале (анти­кульминация), но не в середине текста.

Антикульминация более эффективна в тексте, адре­сованном враждебной (или безразлично настроенной) аудитории, для воздействия на которую необходим силь­ный аргумент в начале текста, заставляющий дочитать его до конца. Причем предпочтительно начинать со све­дений, приемлемых для данной аудитории, а затем уже переходить к аргументам, негативным с ее точки зре­ния. Кульминация более эффективна тогда, когда текст адресован заинтересованному, благожелательному чита­телю, для которого достаточно небольшого стимула, чтобы прочитать весь текст до конца, где он ожидает самых веских аргументов.

В 50% случаев человек пропускает основной текст, если он длинный, тяжеловесный, набран мелким шриф­том. Поэтому листовки с сокращенной до минимума ос­новной частью обладают, как правило, большей силой воздействия.

Содержание листовки, изложенное сжато, концент-. рированно, легче воспринимается даже при быстром чте­нии. В нем также можно использовать различные иллю­стративные средства (фотографии, рисунки, схемы и т.п.).

Основной текст завершается концовкой. В ней обычно повторяется основная идея листовки, содержатся выво­ды, а также призывы или лозунги.

Под текстом листовки должна быть поставлена под­пись выпустившего ее органа или должностного лица (командующий войсками фронта и т.д.). Подпись повы­шает авторитет листовки, делает ее конкретной и убе­дительной.

Ремарка размещается в верхней части листовки. Это могут быть призывы типа: «Прочти и передай товари­щу!» и другие.

Текст пропуска обычно размещается в нижней части листовки или на ее оборотной стороне. Его печатают на своем языке и на языке противника, после него помеща­ют изображение своей государственной символики (флага или герба). Пропуск уместен в основном в листовках, предназначенных для войск противника, находящихся на переднем крае или вблизи него.

Таким образом, каждый из компонентов листовки выполняет свою собственную функцию: заголовок, ре­марка, обращение, иллюстрация привлекают внимание к листовке, заинтересовывают читателя, побуждают его к чтению основного текста; функция основного текста — убедить читателя в необходимости следовать содержа­щимся там рекомендациям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: