Манипулирование

Манипулирование — это способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления ак­тивности других людей, осуществляемый настолько ис­кусно, что остается незамеченным ими. Манипулирова­ние в то же время — это такой способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение дру­гих, не объясняя им, чего он от них ожидает.

Манипуляция сознанием — это своеобразное гос­подство над духовным состоянием людей, управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

Выделяют 3 уровня манипулирования:

первый уровень
— усиление существующих в со­знании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

второй уровень
связан с частными, малыми из­менениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональ­ное и практическое отношение к конкретному явлению;

третий уровень
— коренное, кардинальное изме­нение жизненных установок путем сообщения объекту сенсационных, драматических, необычайно важных для него сведений.

Специалисты психологической войны полагают, что с помощью манипулирования можно добиваться быстро­го изменения жизненных установок в основном на пер­вых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или соци­альной общности требуют, по их мнению, комплексного воздействия на сознание в течение длительного вре­мени.

Основной механизм манипулирования сознанием населения и войск противника заключается в следую­щем. Установлено, что чем более осведомленными яв­ляются люди, тем труднее манипулировать ими. Поэто­му объект манипулирования надо снабжать суррогатом — урезанной и усеченной информацией, только такой, ко­торая отвечает целям психологического воздействия.

Как правило, накануне развязывания вооруженного конфликта обе стороны пытаются навязать своим граж­данам извращенные стереотипные образы противника. Такие клише (трафареты) как «агрессор», «вражеские происки», «рука врага», «лживая пропаганда», «садис­ты», «насильники», «убийцы» и им подобные вызывают соответствующую реакцию населения, которое в подав­ляющем большинстве не знает правды о жизни противо­положной стороны. Одно лишь упоминание их рождает в сознании людей ощущение чего-то негативного. В ре­зультате люди склонны верить пропагандистским мифам, в том числе против своей воли.

Манипулирование информацией включает в себя ряд приемов. Назовем некоторые из них:

— Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой состав­ляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п. «мусор». В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы;

— Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится непонят­ной.

— Большая ложь. Любимый прием министра пропа­ганды нацистской Германии Й. Геббельса. Он утверж­дал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем ско­рее в нее поверят, главное — подавать ее максимально серьезно. Яркий пример использования данного приема — фабрикация органами советской спецпропаганды в 1987 году «научного доклада» о причинах появления СПИ­Да. Доклад обвинял ЦРУ в мировой эпидемии этой страшной болезни. Дескать, произошло случайное распространение вируса из секретной лаборатории в американском штате Мериленд.

— Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличит правду от вымысла.

— Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать об­народование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

— Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) вер­сию тех или иных событий через подставных лиц рас­пространяют в органах СМИ, нейтральных по отноше­нию к обеим конфликтующим сторонам. Пресса противника обычно повторяет эту версию, ибо она счи­тается более «объективной», чем мнения прямых участ­ников конфликта.

— Своевременная ложь. Способ заключается в со­общении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидае­мой в данный момент («горячей») информации. Чем боль­ше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскры­вается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый харак­тер.

Есть и другие способы манипулирования, нет смыс­ла рассматривать их все без исключения.

Вторая половина XX века чрезвычайно богата при­мерами психологических операций по манипулированию сознанием людей.

Одним из таких примеров может служить операция «Шарлотта» по пропагандистскому прикрытию отправ­ки кубинских войск в Анголу в ноябре 1975 г. для спасе­ния пришедшего там к власти прокоммунистического режима МПЛА.

Кубинцы высадились в ангольской столице Луанде 5 ноября — всего через 13 дней после начала вторжения южноафриканской армии в южную часть этой страны, раздираемой войной между 4-мя противоборствующими группировками — МПЛА, ФНЛА, УНИТА, ФЛЕК. Если учесть численность войск (2 дивизии только в первой волне десанта) и количество задействованных транспорт­ных средств, то становится очевидным, что подготовка столь крупной военной операции требует значительно больше двух недель. Более того, на доставку несколь­ких тысяч солдат морским путем из Гаваны в Луанду требуется от 15 до 20 суток. Значит в тот момент, ког­да войска ЮАР пересекли границу Анголы, советские транспортные корабли с кубинскими войсками на борту уже шли через Атлантику курсом на Луанду. В последу­ющем был установлен и тот факт, что к началу агрес­сии ЮАР 2 тысячи кубинских «советников» уже находи­лись в ангольской столице.

Мировой общественности кубинский десант предста­вили в виде интернациональной помощи народу и закон­ному правительству Анголы для защиты от агрессии южноафриканских расистов. В действительности же ку­бинскую военную экспедицию заблаговременно сплани­ровало советское военно-политическое руководство. В рамках этой операции СССР предоставил оружие, во­енную технику и транспортные средства, а Куба — во­инский контингент. За несколько месяцев (а не за 2 не­дели) до начала операции в ряде африканских стран, прежде всего в Конго (Браззавиль), Мали и Гвинее-Би­сау, была развернута сеть промежуточных баз для со­ветской военно-транспортной авиации, осуществлявшей переброску техники. В то время Москва и Гавана пре­следовали общую цель, суть которой заключалась в ус­тановлении прокоммунистических режимов в стратеги­чески важных районах земного шара. Исходя из этой общей цели, Фидель Кастро намеревался тогда экс­портировать революцию в экваториальную Африку и превратить Анголу в опорную базу для кубинского про­никновения в страны Третьего мира.

Широкое поле деятельности для манипуляций с мас­совым сознанием предоставила и война во Вьетнаме. Так, в начале 60-х гг. американцы провели операцию под кодовым названием «Фармгейт» («Ворота фермы») в Южном Вьетнаме с целью противодействия партизанам. США направили туда несколько тысяч советников, что­бы сорвать кампанию партизан НФОЮВ по мобилиза­ции населения на борьбу с сайгонским режимом. В этой широкомасштабной акции активно применялась печат­ная и устная пропаганда (распространение листовок авиацией и трансляция программ устного вещания), при­зывавшая крестьян не вступать в ряды партизан.

Начиная с 1965 г., широкомасштабные психологиче­ские операции по манипуляции сознанием американцев стал проводить и Вьетконг. Так, его партизанам удалось перехватить часть почтовых отправлений, адресованных американцам из США. Узнав некоторые факты личной жизни американских военнослужащих, они организо­вали адресную устную пропаганду. Партизанские дик­торы зачитывали через громкоговорители отрывки из перехваченных писем, называя имена адресатов. В ре­зультате американские солдаты узнавали, что у одних жены изменили им с их лучшими друзьями, а у других невесты уже вышли замуж, но не за них. И все это слу­чилось лишь потому, что они оторваны от дома для не­справедливой войны во Вьетнаме. Эти психологические акции оказывали негативное воздействие на морально-психологическое состояние американской армии и по­влекли многочисленные случаи дезертирства.

Успех наступления, начавшегося в день праздника Тэт (вьетнамский Новый год по лунному календарю) в феврале 1968 г., тоже в значительной мере был предопределен высокой эффективностью психологиче­ских операций Народного фронта освобождения Южно­го Вьетнама. До начала этого наступления южновьет­намская столица практически не была затронута войной и представляла собой зону отдыха и развлечений для аме­риканских военнослужащих. Руководству НФОЮВ уда­лось ввести в заблуждение американских аналитиков. Они распространяли по радио и через свою агентуру ложные сведения о больших потерях в результате аме­риканских бомбардировок, о разрушении значительных участков дорог, по которым осуществлялось снабжение из Северного Вьетнама. Одновременно разведка Фрон­та добывала детальную информацию о дислокации, во­оружении, боеспособности американских подразделений, используя в этих целях разветвленную шпионскую сеть, в том числе многочисленных проституток.

Наступление в день праздника Тэт вскрыло грубей­шие просчеты американских разведчиков, которые в ян­варе 1968 г., т.е. всего за месяц до наступления парти­зан, представили правительству США доклад с выводами о невозможности проведения Вьетконгом широкомас­штабного наступления в ближайшее время. Они пере­оценили потери противника и недооценили ключевую роль, сыгранную знаменитой «тропой Хо Ши Мина». Пентагон был убежден, что этот путь снабжения южно­вьетнамских партизан практически уничтожен масси­рованными бомбардировками американской авиации. Однако в последующем оказалось, что американские бомбардировки не только не вызвали серьезных раз­рушений троп в горах и джунглях, бамбуковых мостов, примитивных убежищ, а наоборот расчистили много уча­стков местности, тем самым значительно облегчив строи­тельство новых путей снабжения.

В дальнейшем вьетнамские операции по манипули­рованию сознанием американцев осуществлялись даже на территории США. Пропаганда велась в основном посредством телевидения и была рассчитана прежде всего на студенчество. Она подорвала моральный дух аме­риканской нации и настроила большинство населения против дальнейшего участия войск США в войне на ин­докитайском полуострове.

Ярким примером успешного манипулирования мас­совым сознанием является программа СОИ (стратегиче­ской оборонной инициативы) президента США Р. Рей­гана.

В 1993 г. газета «Нью-Йорк Тайме» рассказала о том, как американской администрации ценой больших усилий в 1984 г. удалось запустить «утку», предназначенную для обмана СССР по поводу противоракетной эффек­тивности СОИ. Специалисты Пентагона сфальсифици­ровали результаты научных испытаний и подтасовали различные данные для того, чтобы заставить СССР по­верить в серьезность нависшей над ним угрозы.

Всего один факт в данной связи. После трех безус­пешных попыток поразить баллистическую ракету раке­той-перехватчиком ее, а также ракету-цель, снабдили электронными системами взаимного наведения, благодаря которым промахнуться стало практически невозможно. Ракета-цель постоянно передавала сигналы, которые принимал приемник антиракеты, что позволило осуще­ствлять точное наведение ракеты на цель.

Операция была проведена настолько безукоризнен­но, что ввела в заблуждение не только Кремль, вынуж­денный начать собственную сверхдорогую программу, но и американский конгресс. Дезориентированные относи­тельно истинных возможностей проекта, конгрессмены проголосовали за выделение на его реализацию значи­тельных финансовых средств.

Кстати говоря, именно непосильные расходы на со­ветский «ответ» СОИ, огромная безвозвратная помощь «дружественным режимам» и напрасная трата гигантских сумм в Афганистане (более 70 миллиардов долларов за 10 лет войны), в сочетании со специально организован­ным снижением мировых цен на нефть и газ (главный источник доходов СССР) привели к экономическому кра­ху великого государства, которым был когда-то Совет­ский Союз. Так что результаты манипулирования созна­нием могут быть самыми ошеломляющими!

Проблеме обучения технологии дезинформирования и манипулирования специалистов психологической вой­ны сегодня уделяют пристальное внимание во многих странах. Например, по сообщениям французской печа­ти, на проходивших в мае 1997 г. крупных учениях во­оруженных сил Франции «Одакс-97» в полном объеме отрабатывались вопросы информационного противобор­ства. «Для нас участие в учениях «Одакс-97» было весь­ма полезным и поучительным, — заявил начальник школы военных пресс-атташе. — Они дали возможность нашим слушателям работать со СМИ в обстановке, приближен­ной к реальной, совершенствуя свои профессиональные навыки».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: