Методы изучения объектов психологической войны

В систему методов изучения объектов психологичес­кой войны обычно входят: наблюдение, эксперимент, опрос, изучение документов, радиоперехват, фиксация телевизионных сообщений, метод обобщения независи­мых характеристик, использование социологической и психологической статистики.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное, организованное, специально фиксируемое восприятие действий и поведения объектов психологического воздей­ствия в различных условиях без вмешательства в их те­чение.

Наблюдение за действиями личного состава против­ника в боевой обстановке и в других условиях является одним из главных источников сведений о нем. Наблюде­ние представляет собой прямую регистрацию событий, целенаправленное отслеживание и фиксирование дейст­вий определенных категорий военнослужащих (населе­ния) противника и их групп в тех или иных конкретных ситуациях и обстоятельствах.

Объектом для наблюдения может быть личный состав противника на поле боя, военнопленные, население за­нятых (освобожденных) районов. Метод наблюдения до­полняется осмотром местности, оставленной противни­ком.

Наблюдение бывает систематическим (постоянным) и несистематическим (эпизодическим). Но и в том, и в другом случае оно планируется и осуществляется в оп­ределенной последовательности.

Вначале:

—  четко определяют цель наблюдения;

—  указывают его объект и предмет (ситуации, поз­воляющие получить нужные сведения);

— формулируют основные задачи, конкретизируют вид или способ наблюдения;

— подготавливают определенное место для наблю­дения и определяют его время;

— разрабатывают процедуру фиксации результатов наблюдения;

— осуществляют сбор информации (собственно на­блюдение);

— производят обработку и анализ полученной ин­формации.

Эксперимент — это специфический метод, предпо­лагающий активное вмешательство специалистов психо­логической войны в деятельность изучаемого объекта с целью получения необходимой информации.

Если использовать только наблюдение и ждать, когда объект проявит в своем поведении те или иные психоло­гические особенности, то неизвестно, сколько времени для этого потребуется. Чтобы быстро достичь желаемого результата, специалисты-психологи должны поставить его в соответствующие условия, а затем наблюдать, что и как он станет делать. Общая логика эксперимента за­ключается в том, чтобы поместить объект изучения в необычную для него ситуацию.

Эксперимент может быть искусственным и естест­венным. Недостаток искусственного эксперимента состо­ит в том, что существуют ограниченные возможности его осуществления (фактически его можно проводить толь­ко на военнопленных, либо совместно с боевыми частя­ми в ходе специальных операций). К тому же «подопыт­ные кролики» почти всегда догадываются о том, что их изучают.

Естественный эксперимент имеет место тогда, когда объекты изучения находятся в своих обычных условиях, и не подозревают о том, что за ними пристально следят. По существу, для проведения естественного эксперимен­та специалисты-психологи должны выполнять функции сотрудников разведывательных органов.

Опрос, это такой метод, который предполагает пря­мые ответы объектов психологического изучения на кон­кретные вопросы специалистов-психологов.

Он бывает письменным (анкетирование), когда во­просы задают письменно; устным, когда их задают уст­но; и в форме беседы (интервью), когда устанавливают личный контакт с объектом изучения. В военных усло­виях наиболее распространенным и чрезвычайно значи­мым видом опроса является допрос военнопленных (пе­ребежчиков).

Содержание и структура допроса зависят от конкрет­ной военной обстановки, решаемых посредством его за­дач, индивидуально-личностных и социально-психологи­ческих особенностей военнопленных (перебежчиков).

Допрос военнопленных и перебежчиков может быть индивидуальным и групповым, анкетным и письменным.

Индивидуальный допрос является наиболее эффек­тивным способом получения психологической информа­ции с противнике. Он позволяет установить непосред­ственный контакт с военнопленным, фиксировать его психологические реакции и т.д. Вместе с тем в ходе ин­дивидуального допроса могут быть допущены элементы субъективизма, что приводит к неточностям в оценке того или иного явления. Поэтому после него требуется особо тщательная проверка показаний.

Групповой допрос проводят, как правило, при нехват­ке времени для организации и проведения индивиду­альных допросов. Для группового допроса привлекают военнопленных из одного подразделения (части), кото­рым задают несколько конкретных вопросов. Групповой допрос позволяет в короткий срок охватить значитель­ное количество военнопленных, однако в ходе его труд­но (а иногда и невозможно) получить ответы по наибо-лее важным пунктам, так как военнопленные в такой обстановке далеко не всегда решаются говорить откро­венно.

Анкетный допрос может быть открытым и аноним­ным. Вопросы анкет должны формулироваться предель­но четко и конкретно, быть понятными, исключать воз­можность альтернативных ответов.

Особенность анонимных анкет заключается в том, что пленный не указывает в них свою фамилию, имя и воин­ское звание. Участники анонимного опроса обычно дают более объективную информацию.

Письменный допрос используется тогда, когда пока­зания пленного имеют особо важное значение. Он эф­фективен в двух случаях: во-первых, когда показания дают военнопленные, обладающие необходимыми знани­ями и кругозором (генералитет, офицерский состав, во­енные журналисты и т.д.), и, во-вторых, когда их дают лица, изъявившие готовность добровольно сообщить све­дения, представляющие интерес.

Изучение документов, в том числе архивных. В мир­ное время такими документами являются: официальные правительственные документы вероятного противника и других государств; аналитические материалы специали­зированных научно-исследовательских организаций и уч­реждений; архивные источники; отечественная и зару­бежная пресса; специальная литература; передачи радио и телевидения и т. д.

В боевой обстановке важнейшими источниками ин­формации психологического характера выступают раз­ведывательные материалы и трофейные документы, ма­териалы радиоперехвата и т.д. Специалисты находят в них сведения, характеризующие политическое и мораль­но-психологическое состояние военнослужащих и насе­ления противника, а также данные, необходимые для подготовки пропагандистских и информационно-справоч­ных материалов.

Радиоперехват и видеозапись телевизионного изо­бражения являются важным источником получения во­енной, политической и социально-психологической ин­формации как в мирное, так и в военное время. Пере­хват осуществляют радиотехнические части и подразде­ления вооруженных сил государства. Особую ценность имеет радиоперехват. Различают следующие его виды:

— прослушивание радиообмена войсковых радиостан­ций подразделений противника;

— прослушивание передач широковещательных радиостанций противника и нейтральных стран;

— прослушивание радиостанций органов психоло­гической войны противника.

Прослушивание гражданских и военных широко­вещательных радиостанций противника, а также радио­станций нейтральных стран осуществляется с помощью штатных радиосредств органов психологической войны. В частях и подразделениях психологических операций имеются дежурные офицеры, производящие отбор на­иболее важных сообщений, полученных в ходе про­слушивания радиопередач, обрабатывающие их и докла­дывающие о них по команде. В целях четкой организации радиоперехвата составляется график работы основных радиостанций противника.

Организация перехвата войсковых радиосетей про­тивника требует хорошей языковой подготовки специа­листов прослушивания, тесного их взаимодействия с подразделениями связи и радиоэлектронной борьбы, чет­кого знания тактико-технических характеристик радио­станций противника, порядка организации его радиосе­тей и правил радиообмена, переговорного жаргона. Они должны обладать прочными навыками работы на радио­средствах и с техникой звукозаписи.

Метод обобщения независимых характеристик пред­полагает анализ информации о тех или иных объектах, полученных из независимых источников (от разных лю­дей). Он является дополнительным по отношению ко всем ранее перечисленным. Данный метод позволяет сначала сопоставлять различные сведения об одних и тех же объ­ектах изучения, а затем с помощью математической н статистической обработки этих сведений формулировать достоверные выводы об их психологических особеннос­тях.

Обобщение социологической и психологической статистики. Специалисты психологической войны в по­следнее время все активнее прибегают к этому методу. Он позволяет заблаговременно вычленить и осмыслить важные особенности будущих объектов психологического воздействия, дает возможность делать доказательные прогнозы, строить модели возможных психологических операций. В частности, путем обобщения результатов предыдущих боевых действий удается построить веро­ятностные прогнозы подверженности участников воору­женного противоборства психологическому воздействию. Согласно таким прогнозам всех участников войны ста­тистически можно разделить на следующие четыре ка­тегории:

1) Тех, кто одобряет военные действия и активно в них участвует. К ним относятся идейные противники про­тивоборствующей стороны, патриоты и националисты, авантюристы, наемники и т.п.

2) Лица, одобряющие вооруженное противоборство, но избегающие личного участия в нем. Они попадают на фронт не по своим внутренним убеждениям, а вследст­вие призыва резервистов, всеобщей мобилизации, без­выходной ситуации и т.д.

3) Лица, принципиально не желающие воевать за свое государство, открыто (или скрытно) поддерживающие идеологию, политику противоборствующей стороны. Они не согласны с существующим в их стране политическим строем, но стремятся на фронт с целью перехода на сто­рону противника, либо отправляются служить в резуль­тате мобилизации.

4) Лица, не желающие участвовать в войне ни на той, ни на другой стороне в силу своего мировоззрения (па­цифисты, некоторые верующие, озабоченные исключи­тельно личной безопасностью и т.п.), но попавшие на фронт в результате мобилизации.

По статистическим данным, собранным специалис­тами ряда стран, примерно для 15 % личного состава вооруженных сил любого государства, сохранение жиз­ни любой ценой является главной доминантой их дейст­вий на войне. Еще 10 % стремятся избежать личного участия в боевых действиях по мере возможности. Сле­довательно, важная задача специалистов психологичес­кой войны заключается в том, чтобы найти средства и способы наиболее эффективного воздействия на таких военнослужащих. Ведь они составляют не менее четверти вражеской армии!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: