В систему методов изучения объектов психологической войны обычно входят: наблюдение, эксперимент, опрос, изучение документов, радиоперехват, фиксация телевизионных сообщений, метод обобщения независимых характеристик, использование социологической и психологической статистики.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное, организованное, специально фиксируемое восприятие действий и поведения объектов психологического воздействия в различных условиях без вмешательства в их течение.
Наблюдение за действиями личного состава противника в боевой обстановке и в других условиях является одним из главных источников сведений о нем. Наблюдение представляет собой прямую регистрацию событий, целенаправленное отслеживание и фиксирование действий определенных категорий военнослужащих (населения) противника и их групп в тех или иных конкретных ситуациях и обстоятельствах.
Объектом для наблюдения может быть личный состав противника на поле боя, военнопленные, население занятых (освобожденных) районов. Метод наблюдения дополняется осмотром местности, оставленной противником.
Наблюдение бывает систематическим (постоянным) и несистематическим (эпизодическим). Но и в том, и в другом случае оно планируется и осуществляется в определенной последовательности.
Вначале:
— четко определяют цель наблюдения;
— указывают его объект и предмет (ситуации, позволяющие получить нужные сведения);
— формулируют основные задачи, конкретизируют вид или способ наблюдения;
— подготавливают определенное место для наблюдения и определяют его время;
— разрабатывают процедуру фиксации результатов наблюдения;
— осуществляют сбор информации (собственно наблюдение);
— производят обработку и анализ полученной информации.
Эксперимент — это специфический метод, предполагающий активное вмешательство специалистов психологической войны в деятельность изучаемого объекта с целью получения необходимой информации.
Если использовать только наблюдение и ждать, когда объект проявит в своем поведении те или иные психологические особенности, то неизвестно, сколько времени для этого потребуется. Чтобы быстро достичь желаемого результата, специалисты-психологи должны поставить его в соответствующие условия, а затем наблюдать, что и как он станет делать. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы поместить объект изучения в необычную для него ситуацию.
Эксперимент может быть искусственным и естественным. Недостаток искусственного эксперимента состоит в том, что существуют ограниченные возможности его осуществления (фактически его можно проводить только на военнопленных, либо совместно с боевыми частями в ходе специальных операций). К тому же «подопытные кролики» почти всегда догадываются о том, что их изучают.
Естественный эксперимент имеет место тогда, когда объекты изучения находятся в своих обычных условиях, и не подозревают о том, что за ними пристально следят. По существу, для проведения естественного эксперимента специалисты-психологи должны выполнять функции сотрудников разведывательных органов.
Опрос, это такой метод, который предполагает прямые ответы объектов психологического изучения на конкретные вопросы специалистов-психологов.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задают письменно; устным, когда их задают устно; и в форме беседы (интервью), когда устанавливают личный контакт с объектом изучения. В военных условиях наиболее распространенным и чрезвычайно значимым видом опроса является допрос военнопленных (перебежчиков).
Содержание и структура допроса зависят от конкретной военной обстановки, решаемых посредством его задач, индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей военнопленных (перебежчиков).
Допрос военнопленных и перебежчиков может быть индивидуальным и групповым, анкетным и письменным.
Индивидуальный допрос является наиболее эффективным способом получения психологической информации с противнике. Он позволяет установить непосредственный контакт с военнопленным, фиксировать его психологические реакции и т.д. Вместе с тем в ходе индивидуального допроса могут быть допущены элементы субъективизма, что приводит к неточностям в оценке того или иного явления. Поэтому после него требуется особо тщательная проверка показаний.
Групповой допрос проводят, как правило, при нехватке времени для организации и проведения индивидуальных допросов. Для группового допроса привлекают военнопленных из одного подразделения (части), которым задают несколько конкретных вопросов. Групповой допрос позволяет в короткий срок охватить значительное количество военнопленных, однако в ходе его трудно (а иногда и невозможно) получить ответы по наибо-лее важным пунктам, так как военнопленные в такой обстановке далеко не всегда решаются говорить откровенно.
Анкетный допрос может быть открытым и анонимным. Вопросы анкет должны формулироваться предельно четко и конкретно, быть понятными, исключать возможность альтернативных ответов.
Особенность анонимных анкет заключается в том, что пленный не указывает в них свою фамилию, имя и воинское звание. Участники анонимного опроса обычно дают более объективную информацию.
Письменный допрос используется тогда, когда показания пленного имеют особо важное значение. Он эффективен в двух случаях: во-первых, когда показания дают военнопленные, обладающие необходимыми знаниями и кругозором (генералитет, офицерский состав, военные журналисты и т.д.), и, во-вторых, когда их дают лица, изъявившие готовность добровольно сообщить сведения, представляющие интерес.
Изучение документов, в том числе архивных. В мирное время такими документами являются: официальные правительственные документы вероятного противника и других государств; аналитические материалы специализированных научно-исследовательских организаций и учреждений; архивные источники; отечественная и зарубежная пресса; специальная литература; передачи радио и телевидения и т. д.
В боевой обстановке важнейшими источниками информации психологического характера выступают разведывательные материалы и трофейные документы, материалы радиоперехвата и т.д. Специалисты находят в них сведения, характеризующие политическое и морально-психологическое состояние военнослужащих и населения противника, а также данные, необходимые для подготовки пропагандистских и информационно-справочных материалов.
Радиоперехват и видеозапись телевизионного изображения являются важным источником получения военной, политической и социально-психологической информации как в мирное, так и в военное время. Перехват осуществляют радиотехнические части и подразделения вооруженных сил государства. Особую ценность имеет радиоперехват. Различают следующие его виды:
— прослушивание радиообмена войсковых радиостанций подразделений противника;
— прослушивание передач широковещательных радиостанций противника и нейтральных стран;
— прослушивание радиостанций органов психологической войны противника.
Прослушивание гражданских и военных широковещательных радиостанций противника, а также радиостанций нейтральных стран осуществляется с помощью штатных радиосредств органов психологической войны. В частях и подразделениях психологических операций имеются дежурные офицеры, производящие отбор наиболее важных сообщений, полученных в ходе прослушивания радиопередач, обрабатывающие их и докладывающие о них по команде. В целях четкой организации радиоперехвата составляется график работы основных радиостанций противника.
Организация перехвата войсковых радиосетей противника требует хорошей языковой подготовки специалистов прослушивания, тесного их взаимодействия с подразделениями связи и радиоэлектронной борьбы, четкого знания тактико-технических характеристик радиостанций противника, порядка организации его радиосетей и правил радиообмена, переговорного жаргона. Они должны обладать прочными навыками работы на радиосредствах и с техникой звукозаписи.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает анализ информации о тех или иных объектах, полученных из независимых источников (от разных людей). Он является дополнительным по отношению ко всем ранее перечисленным. Данный метод позволяет сначала сопоставлять различные сведения об одних и тех же объектах изучения, а затем с помощью математической н статистической обработки этих сведений формулировать достоверные выводы об их психологических особенностях.
Обобщение социологической и психологической статистики. Специалисты психологической войны в последнее время все активнее прибегают к этому методу. Он позволяет заблаговременно вычленить и осмыслить важные особенности будущих объектов психологического воздействия, дает возможность делать доказательные прогнозы, строить модели возможных психологических операций. В частности, путем обобщения результатов предыдущих боевых действий удается построить вероятностные прогнозы подверженности участников вооруженного противоборства психологическому воздействию. Согласно таким прогнозам всех участников войны статистически можно разделить на следующие четыре категории:
1) Тех, кто одобряет военные действия и активно в них участвует. К ним относятся идейные противники противоборствующей стороны, патриоты и националисты, авантюристы, наемники и т.п.
2) Лица, одобряющие вооруженное противоборство, но избегающие личного участия в нем. Они попадают на фронт не по своим внутренним убеждениям, а вследствие призыва резервистов, всеобщей мобилизации, безвыходной ситуации и т.д.
3) Лица, принципиально не желающие воевать за свое государство, открыто (или скрытно) поддерживающие идеологию, политику противоборствующей стороны. Они не согласны с существующим в их стране политическим строем, но стремятся на фронт с целью перехода на сторону противника, либо отправляются служить в результате мобилизации.
4) Лица, не желающие участвовать в войне ни на той, ни на другой стороне в силу своего мировоззрения (пацифисты, некоторые верующие, озабоченные исключительно личной безопасностью и т.п.), но попавшие на фронт в результате мобилизации.
По статистическим данным, собранным специалистами ряда стран, примерно для 15 % личного состава вооруженных сил любого государства, сохранение жизни любой ценой является главной доминантой их действий на войне. Еще 10 % стремятся избежать личного участия в боевых действиях по мере возможности. Следовательно, важная задача специалистов психологической войны заключается в том, чтобы найти средства и способы наиболее эффективного воздействия на таких военнослужащих. Ведь они составляют не менее четверти вражеской армии!