Основные характеристики внушения

Специалисты психологической войны исходят из того, что внушению должны быть присуши следующие харак­теристики:

1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных це­лей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2.   Конкретность объекта внушения. Внушающее воз­действие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обя­зательном учете их важнейших социально-психологиче­ских, национальных и других особенностей.

3.   Некритическое восприятие информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности вос­принимать слова другого лица как должное, как инст­рукцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыс­лительной деятельности.

4.   Определенность инициируемого поведения. Ко­нечной целью внушения является провоцирование оп­ределенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как

—   интеллект и находчивость;

—   воля и уверенность в себе;

—   кругозор и компетентность;

—   доброжелательность к объекту;

—   собственная убежденность в том, что внушается.

б)  содержания внушения, зависящем от

—   характера внушаемой информации;

—   ее места в информационном потоке (если внуша­емая информация расположена в его начале, то вос­приимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине — в 30%, в конце — в 70%).

в)  внушаемости объекта воздействия, связанной с
отношением объекта к субъекту. Объект внушения все-
гда изучает субъект (большей частью неосознанно), при-
чем в следующей последовательности:

—   сначала происходит оценка тех качеств субъек­та, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;

—   затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (уста­новлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действитель­ности не обладает, а при общем отрицательном отно­шении объект «лишает» субъекта и тех качеств, кото­рыми ему действительно присущи)

Тактические принципы использования внушения в психологической войне сводятся к следующему:

1)    надо использовать такие способы и приемы вну­шения, которые способны вызвать специфический инте­рес конкретных групп военнослужащих и населения про­тивника;

2)    надо использовать такие способы и приемы вну­шения, которые способны нейтрализовать нежелатель­ные идеи и настроения у большинства представителей этих групп;

3) надо использовать такие способы и приемы вну­шения, которые не будут отвергаться до тех пор, пока не достигнута цель психологической операции.

Характеристика видов внушения. Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

—   по способу внушающего воздействия;

—   по средствам воздействия;

—  по интервалу времени между воздействием и от­ветной реакцией;

—   по длительности эффекта воздействия;

—   по содержанию воздействия.

1. По способу воздействия внушение бывает откры­тым или закрытым. Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определен­ных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Примером открытого внушающего воздействия мо­жет служить программа устного вещания, объектом ко­торой были боевики населенного пункта Ведено во вре­мя вооруженного конфликта в Чечне. Вот ее содержание:

« Чеченцы!

Одумайтесь. Дальнейшее сопротивление бессмыс­ленно. Вы окружены Командование федеральных войск последний раз предлагает вам сложить оружие.

Помните, что пока еще действует решение Госду­мы России об амнистии всех лиц, добровольно сложив­ших оружие.

Прекращайте сопротивление!

Сдавайте оружие!»

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объек­том воздействия. В качестве примера использования закрытого внушающего воздействия можно привести японскую замаскированную листовку периода Второй мировой войны. Она распространялась якобы от имени армии США (подлинный источник — японские спецслуж­бы) и была адресована американским военнослужащим на Филиппинах (подлинный объект воздействия — граж­данское филиппинское население). Листовка предназна­чалась для инициирования антиамериканских настрое­ний среди филиппинцев. Текст листовки:

«Берегись венерических заболеваний!

Вследствие связей с филиппинскими женщинами со­мнительного поведения за последнее время значитель­но возросло число венерических заболеваний среди на­ших офицеров и солдат.

Ввиду тяжелого материального положения в ре­зультате японской оккупации острова филиппинские женщины с готовностью предлагают свои услуги за небольшую плату продуктами. В этих случаях реко­мендуется принимать все возможные меры предосто­рожности, используя все средства с предохранения, известные медицине. Еще лучше иметь дело только с замужними женщинами, невинными девушками или женщинами, заслуживающими доверия.

Более того, ввиду роста проамериканских симпа­тий филиппинские женщины с радостью предлагают себя американским солдатам, но так как филиппинки не имеют представления о гигиене, носителей болез­ни среди них очень много, и следует принимать соот­ветствующие меры предосторожности.

Армия США!»

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным обра­зом в занимаемых войсками населенных пунктах против­ника и среди военнопленных. С этой целью специалис­ты психологической войны проводят индивидуальные и групповые беседы, митинги, собрания, информирование, вечера вопросов и ответов, различные культурно-развле­кательные мероприятия. Контактное воздействие наибо­лее эффективно, поскольку имеет место обратная связь с аудиторией, но в боевой обстановке оно применяется очень редко.

Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телеви­дения. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

Примером дистантного воздействия на войска и на­селение противника является листовка-пропуск, приме­нявшаяся в Чечне. Его объектом были чеченские боеви­ки. Текст листовки:

«Пропуск!

Вооруженные лица, имеющие этот пропуск как до­казательство своего намерения прекратить сопротив­ление, должны подойти к позиции федеральных войск. На добровольно сдавших оружие распространяется по­становление Госдумы об амнистии. Имеющим пропуск гарантируется безопасность, а в случае необходимос­ти — медицинская помощь.

Командование объединенной группировкой феде­ральных войск в чеченской республике.»

3. По интервалу времени между внушающим воздей­ствием и ответной реакцией объекта различают непосред­ственное и отсроченное внушение. При непосредствен­ном внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия. При отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

4.    По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковремен­ное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Например, военнопленный на поле боя может испытывать в течение непродолжи­тельного времени чувство страха, инициированное вну­шающим воздействием. Длительное внушение характе­ризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

5.    По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим. Специфичес­кое— это внушение объекту определенных, весьма кон­кретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определен­ной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается про­воцирование у объекта определенных психических со­стояний в соответствии с целями психологической операции. Например, для снижения морально-психоло­гического устойчивости противника в ходе боевых дей­ствий используют такой метод неспецифического вну­шения как устрашение. В результате личный состав войск противника впадает в панику, депрессию или апатию.

* * *

Внушаемость. Внушение основано на использова­нии внушаемости (суггестивности) людей. Это свойст­во психики, проявляющееся в ее податливости психо­логическому воздействию. Оно связано с возрастными (дети более внушаемы чем взрослые), половыми (жен­щины более внушаемы, чем мужчины), индивидуаль­ными психическими особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кругозо­ра, компетентностью и рядом других факторов. По мере накопления жизненного опыта, научных и профессио­нальных знаний восприимчивость человека к внушению снижается, однако и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены ему.

Общая внушаемость обусловлена особенностями психического развития конкретной личности, она свой­ственна всем людям, хотя в разной степени.

Ситуативная внушаемость возникает как следст­вие аномальных состояний психики, дефицита информа­ции и т.д.

Внушаемость также разделяют на индивидуальную и групповую. Групповая внушаемость обеспечивается взаимовнушением (заражением) между членами группы. Под психическим заражением понимают процесс пере­дачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта — помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Например, посредством заражения передается та­кое психическое состояние как паника, в результате которой организованная группа превращается в неуправ­ляемую толпу. В процессе заражения на каждого члена группы действует не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внушения.

Внушаемость усиливают следующие особенности пси­хического развития конкретной личности: привычка повиноваться, безответственность, робость, стеснитель­ность, застенчивость, доверчивость, повышенная эмоци­ональность, впечатлительность, мечтательность, тревож­ность, слабость логического мышления, склонность к подражанию, склонность к фантазированию, суеверность и религиозность;

Внушаемость усиливают следующие ситуативные факторы: телесное расслабление, сонливость, утомление (общее, органов чувств, мышления), боль, сильное эмо­циональное возбуждение, озабоченность, ощущение без­выходности положения, скука, симпатия к субъекту, ела­бая воля, низкая критичность мышления, слабые моно­тонные раздражители; некомпетентность в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая сте­пень их значимости для людей; отсутствие опыта дейст­вий в сложной или незнакомой обстановке; дефицит вре­мени для принятия решения; неожиданность внушения.

Внушаемость усиливают некоторые заболевания (или определенные состояния) объекта: умственная от­сталость, физическое истощение, нервно-психическая астения (повышенная утомляемость, неустойчивость на­строения, нарушения сна), наркомания, алкоголизм, им­потенция.

Сопротивляемость внушению. Объект может оказы­вать сопротивление внушающему воздействию субъек­та, которое называется «контрсуггестией». Способность к нему зависит от особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется, во-пер­вых, на намеренную и ненамеренную. Основой ненаме­ренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность во всем сомневаться, недоверчивость и другие проявления общей критичности. Намеренная сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект воздействия сознательно ана­лизирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет содержание внушения со своими знаниями, взглядами, убеждениями и т.п.

Во-вторых, различают индивидуальную и групповую сопротивляемость внушению. Индивидуальная сопротив­ляемость представляет собой противодействие внушению со стороны одного человека. Установлена положитель­ная зависимость этой разновидности сопротивляемости от индивидуальных и возрастных особенностей психики (стойкости взглядов и убеждений, богатства жизненного опыта, общей критичности, соотношения между рацио­нальными и эмоциональными сторонами психики и т.п.)

Под групповой сопротивляемостью понимается сопро­тивление внушению со стороны группы как целого. Эта разновидность сопротивляемости внушению зависит от качественного состава группы: степени ее сплоченнос­ти, единства целей и мотивов деятельности и других факторов. Чем менее развиты межгрупповые связи и отношения, тем слабее групповая сопротивляемость. Установлено также, что общая сопротивляемость груп­пы всегда ниже сопротивляемости отдельных, наиболее устойчивых ее членов.

В-третьих, различают общую и специальную сопро­тивляемость внушению. Общая обусловлена таким ка­чеством как критичность людей по отношению к попыт­кам что-то внушить им. В целом, она широка по спектру действия, но слаба по силе (хотя имеются существенные различия между людьми по этим параметрам). Специ­альная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, вплоть до отношения к конкретному человеку или конкретной внушаемой информации. На­пример, человек, воспитанный на определенных прин­ципах, не воспримет противоречащую им информацию (предать Родину, сдаться в плен и т.д.).

Сопротивляемость внушению изменчива. Один и тот же объект обнаруживает разную степень сопротивляе­мости внушению по отношению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой информа­ции.

Сопротивляемость внушению характеризуется дина­мизмом. Величина реальной сопротивляемости внуше­нию постоянно колеблется как в сторону понижения, так и в сторону повышения. При своем росте она может привести к такой величине, когда любое внушающее воздействие бесполезно. Так, высокой сопротивляемос­тью внушению обладает солдат в атаке. В это время что-либо внушать ему не имеет ни малейшего смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,141 сек. | 11.76 МБ