Понятие психологической войны

Понятие «психологическая война» имеет два основ­ных значения.

В понимании профессионалов данное понятие отражает содержание деятельности специальных ор­ганов одного государства, оказывающих психологиче­ское воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.

Официально психологическая война против иностран­ных государств ведется только с санкции президента, правительства или совета национальной безопасности. Фактически же в странах со слабой исполнительной вла­стью и всеобщим пренебрежением к действующему за­конодательству психологическая война осуществляется с помощью средств массовой информации, контролиру­емых теми или иными политическими группировками, либо финансово-промышленными группами (в том чис­ле транснациональными).

Весьма точно сущность профессионально организо­ванной психологической войны выражена в наставлени­ях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.). Они сводятся к следующему: «1. Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника. 2. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия. 3. Подрывайте престиж ру­ководства противника и выставляйте его в нужный мо­мент на позор общественности. 4. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми. 5. Разжигайте ссоры и столкновения среди граж­дан враждебной вам страны. 6. Подстрекайте молодежь против стариков. 7. Мешайте всеми средствами работе правительства. 8. Препятствуйте всеми способами нор­мальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка. 9. Сковывайте волю воинов противника пес­нями и музыкой. 10. Делайте все возможное, чтобы обес­ценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в сво­их богов. 11. Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения. 12. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и со­общников. 13. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные резуль­таты».

В обыденном понимании термин «психологическая война» обозначает стихийное, неквалифицированное использование средств общения и механизмов социаль­но-психологического воздействия одними людьми про­тив других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и дея­тельности.

Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного об­щения, оказывая воздействие на своих собеседников по­средством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание ста­ли намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специ­альных технологий общения, взаимодействия и управле­ния людьми.

Термин «психологическая война» в его ненаучном (житейском, обыденном) значении может характеризо­вать:

— политическую деятельность отдельных лиц, груп­пировок, партий, движений;

— избирательные кампании кандидатов на различ­ные выборные посты;

— рекламную деятельность коммерческих фирм;

— борьбу соперничающих индивидов (и малых групп) за лидерство в производственных, научных и других кол­лективах;

— политическое, экономическое или культурное про­тивостояние конфликтующих между собой этносов;

— переговорный процесс между конкурирующими фирмами или организациями.

* * *

В настоящее время во многих экономически раз­витых государствах происходит объединение в одно целое сил и средств психологического воздействия, предназначенных для достижения военных, идеоло­гических и политических целей. Этот процесс прини­мает различные формы, в зависимости от исторических традиций, политических и экономических условий в той или иной стране.

В одних странах идут по пути создания подразделе­ний психологической войны с кадровым персоналом, который хорошо обучен, оснащен, готов к практичес­ким действиям в любом месте и в любое время. Эти час­ти обычно входят в состав вооруженных сил госу­дарства или его спецслужб. При необходимости они могут использоваться и в мирное время, в том числе против собственных граждан. Такой подход получил рас­пространение в США, СССР, ФРГ, КНР и в некоторых других странах.

В других государствах подразделения психологичес­кой войны сокращенного состава (штат мирного време­ни) входят в гражданские структуры. Когда нет войны, на них возлагают выполнение обязательного объема пропагандистских и идеологических задач по заказу правительства и в интересах национальной безопас­ности. Подобного подхода придерживаются власти Вели­кобритании, Франции, Швеции, Швейцарии, некоторых других государств.

Наконец, в ряде стран как государственные органы пропаганды, так и коммерческие средства массовой ин­формации возглавляют кадровые специалисты пси­хологической войны. Они осуществляют постоянное пропагандистско-информационное обеспечение полити­ки руководства своих стран. Подобная практика широко распространена в Южной Корее, на Тайване, в Индоне­зии и на Филиппинах.

Итак, психологическая война — это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, уста­новок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

Психологическое воздействие может осуществлять­ся различными методами. Во-первых, собственно пси­хологическими средствами. Например, в предвоенный период правительство любой страны через средства мас­совой информации стремится сформировать у своего народа (особенно среди военнослужащих) патриотичес­кие взгляды и убеждения, обеспечить в массовом созна­нии приоритет целей государственной политики. В то же время вероятный противник старается внедрить в созна­ние населения и военнослужащих этого государст­ва выгодные только ему, противоположные по на­правленности идеи и настроения. Например, разжигает националистические предрассудки, недовольство поли­тическими или экономическими мероприятиями прави­тельства. В результате в сознании людей происходит борьба мотивов, что нередко ведет к снижению уровня морально-психологического состояния населения и лич­ного состава вооруженных сил. Так поступали все ми­ровые державы накануне Первой и Второй мировых войн, в ходе различных вооруженных конфликтов (в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и других).

Во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться военными средствами. Например, Со­ветский Союз размещал с целью психологического дав­ления свои войска и ракеты возле границы с Китаем, во Вьетнаме, на территории Кубы. СССР и США неодно­кратно стремились достичь своих политических целей с помощью демонстрации военной силы. Один из класси­ческих примеров психологического воздействия посред­ством военного демарша — отправка к берегам Гаити 20 боевых кораблей ВМФ США в 1994 г. Захватившая там власть хунта генерала Седраса, испытывая, с одной стороны, психологическое давление мировой обществен­ности, обработанной США, а с другой — ввиду прямой угрозы применения военной силы, была вынуждена пе­редать рычаги управления свергнутому ею президенту Аристиду. Еще два примера — систематические бомбар­дировки авиацией США объектов на территории Ирака и применение авиации НАТО против Югославии. Здесь дело не ограничилось одной демонстрацией силы, воен­ная машина была пущена в ход.

В-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санк­ций, направленных на экономический подрыв потенциаль­ного противника. Так, экономические санкции (в том чис­ле и от имени ООН) против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии, Судана и ряда других стран влекут за собой зна­чительное снижение уровня жизни большинства населе­ния, многочисленные бытовые трудности, рост заболевае­мости, недоедание и, как следствие, массовое недовольство граждан существующим положением.

В-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться чисто политическими средствами. Например, проведенный в Москве в январе 1999 года демонстративный марш членов националистической орга­низации А. Баркашова «Русское национальное единство» повлек за собой ожесточенную полемику между предста­вителями различных политических сил России и усилил противостояние между ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: