Содержание психологического воздействия в военных целях

Психологическое воздействие в условиях вооружен­ной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможнос­тей (сил и средств), требующихся для этого.

Содержание психологического воздействия реализу­ется путем проведения психологических операций либо путем осуществления разовых мероприятий.

Психологическая операция — главный элемент со­держания психологической войны. Ее проведение пред­полагает использование на практике в условиях воору­женной борьбы сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, зада­чам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздейст­вия.

Разовые мероприятия психологической войны пред­ставляют собой кратковременные целенаправленные действия специальных подразделений или отдельных специалистов, которые отличаются ограниченным харак­тером и осуществляются в ограниченных (локальных) масштабах.

Психологические операции и разовые мероприятия психологической войны, направленные против войск и населения противника различаются между собой целя­ми, задачами, объектами воздействия, технологиями и теми условиями, в которых они проводятся.

Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собствен­но информационно-психологических мероприятий, на­правленных на конкретные группы населения и войск противника с целью внедрения им чуждых идеологичес­ких и социальных установок, формирования ложных сте­реотипов поведения, трансформации в нужном направ­лении их настроений, чувств, воли, склонения их к от­казу от боевых действий, предательству, сдаче в плен или дезертирству. При правильном планировании пси­хологические операции предшествуют применению во­енной силы, а затем сопровождают либо дополняют по­вторное ее использование. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координи­руются с деятельностью соответствующих прави­тельственных учреждений.

Психологические операции бывают различных видов, которые в свою очередь классифицируют по срокам, условиям осуществления, направленности.

По срокам осуществления психологические опера­ции делят на:

1. Стратегические (долгосрочные), имеющие глобаль­ный характер и осуществляемые в течение длительного периода времени (продолжительностью от месяца до не­скольких лет). Эти операции обычно имеют выраженный политический характер, как правило, они представляют собой информационно-пропагандистские кампании, объ­ектом которых может выступать вся мировая обществен­ность, включая, разумеется, население своей страны.

Достаточно часто главной целью стратегической опе­рации является подготовка общественного мнения к пря­мому вооруженному вмешательству. Для ее проведения используются политическая, финансово-экономическая и дипломатическая изоляция государства-противника, широко привлекаются спецслужбы, влиятельные лица в самых различных сферах и на и всех уровнях, вплоть до первых руководителей страны. Примером классических психологических операций такого вида являются дейст­вия органов психологической войны накануне вторже­ния в Гаити и в зоне Персидского залива.

2.     Оперативные (среднесрочные) психологические операции, осуществляемые в поддержку войны в целом или крупномасштабных боевых действий. В их ходе с на­чалом войны устанавливается монополия на всю инфор­мацию, поступающую из зоны боев. При этом информа­ция оттуда преподносится таким образом, чтобы хотя бы на первом этапе создавалось выгодное впечатление вну­три страны и за рубежом о деятельности военно-поли­тических кругов.

3.     Тактические (краткосрочные) психологические операции, проводимые в поддержку боевых действий частей и соединений своих войск. Объектом таких опе­раций обычно является противостоящая группировка войск противника. Основное психологическое воздейст­вие в их ходе направлено, как правило, на разжигание национально-этнических, конфессиональных (религиоз­ных), социально-политических и других противоречий, деморализацию различных групп войск противника, их дезинформацию.

По времени осуществления психологические опера­ции делятся на:

1.    Психологические операции, проводимые в мирное время (угрожающий период). Это почти что аналог страте­гических психологических операций. Разница лишь в том, что они носят менее глобальный характер и ори­ентированы преимущественно на население государст­ва-противника, его союзников и дружественных ему стран.

2.    Психологические операции, проводимые в воен­ное время. Они отличаются прежде всего максимальной широтой спектра применяемых видов, методов, спосо­бов и приемов психологического воздействия, разнооб­разием и наибольшей концентрацией его средств, опо­рой на широкое использование психогенных факторов. Кроме того, эти операции, в свою очередь, делят на под­виды: проводимые в обороне, в наступлении, в тылу про­тивника и своем тылу, в ходе деятельности войск специ­ального назначения.

3. Психологические операции в ходе миротворческой пеятельности. Они проводятся в интересах предотвраще­ния военных конфликтов или для их прекращения. Как правило, эти операции носят открытый характер и долж­ны санкционироваться ООН.

По направленности психологические операции де­лят на:

1.  Психологические операции, направленные против гражданского населения. Применяемое в ходе них психологическое воздействие, объектом которого является население какой-либо страны, может осуществляться «мягко», т.е. гуманными средствами с целью вызвать положительное отношение к своей стране и своим войскам, и «жестко», с использованием всего арсенала способов и приемов влияния на общественное сознание людей с целью обмана, введения в заблуждение. Эти операции являются прелюдией и дополнением вооруженной борьбы.

Например, во время «миротворческой миссии» аме­риканских войск в Сомали в 1995 году клановый лидер Мухаммед Айдид достаточно успешно использовал воз­можности психологического воздействия второго типа. Он сумел организовать показ «реальной картины проис­ходящего» в некоторых передачах телевидения США. Фотографии глумящихся сомалийцев, волочащих трупы американских солдат по улицам Могадишо, показанные по каналам Си-Эн-Эн, вызвали негативную реакцию населения США на пребывание американского контин­гента в Сомали. Войска были выведены и М. Айдид одер­жал победу над своими противниками.

2.  Психологические операции, направленные против
войск противника
. Психологическое воздействие в ходе данных операций ориентировано преимущественно на «прокручивание» в сознании военнослужащих противни­ка различных вариантов двух традиционных тем:

—   акцентирование страха быть убитым или ране­ным, остаться калекой на всю жизнь;

—   разжигание ненависти тех, кто на переднем крае, по отношению к тем, кто в тылу, и наоборот.

Например, во время войны в зоне Персидского зали­ва многонациональные силы убедили многих иракских солдат в том, что если они бросят свои весьма уязвимые боевые машины, то проживут дольше. Этот тезис под­тверждался точным поражением таких боевых машин в ходе воздушных налетов.

3.   Психологические операции, направленные против командования противника. Они преследуют цель дезори­ентации командного состава противника, внушения ему мысли о неизбежности поражения, нарушения его само­обладания и на этой основе побуждения к действиям, наносящим урон своим войскам. Так, Ирак во время кризиса в Персидском заливе полагал, что США будут использовать свои военно-воздушные силы лишь ог­раниченное время и исключительно перед проведением наземных операций. Американцы же продолжали авиа­ционные налеты непрерывно сорок суток. Это фактиче­ски деморализовало командование противника. Кроме того, иракское руководство располагало разведданными, что США будут освобождать Кувейт со стороны моря, посредством десанта, на самом же деле все было сдела­но наоборот. В результате иракские военачальники ста­ли допускать непростительные ошибки.

4.   Психологические операции по введению против­ника в заблуждение. Они являются весьма распростра­ненной формой как пропагандистских, так и военных акций в ходе вооруженной борьбы. Например, в Чечне федеральные войска наиболее успешно проводили такие операции, используя широким фронтом звуковещатель-ные станции для воспроизведения в ночное время звуков работающей боевой техники, которые обманывали че­ченскую сторону.

5.   Психологические операции по содействию оппози­ционным силам и диссидентским движениям. Они про­водятся как в мирное, так и в военное время. Психо­логическое воздействие, осуществляемое в ходе них, направлено на создание благоприятных условий, ока­зание моральной и другой поддержки оппозиционным силам и диссидентским элементам, находящимся на тер­ритории противника. Кроме того, подразделения психо­логической войны используют и для прямого управле­ния действиями этих объектов, направленными на срыв военных и других усилий противника.

6.   Психологические операции по осуществлению куль­турной экспансии и диверсий. Многие государства со­знательно стремятся распространять свои «культурные» идеалы и принципы среди населения других стран, что в конечном итоге, с одной стороны, приводит к установ­лению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, с другой — способствует нарушению устоявших­ся культурно-этических представлений в обществе, при­водит к деградации национального сознания. По этой причине многие народы всерьез озабочены масштабами вторжения в их национальную культуру западной (пре­имущественно американской) массовой культуры. А в России это вторжение уже привело к плачевным резуль­татам.

7.   Консолидирующие психологических операции. Они проводятся в интересах психологического воздействия на население нейтральных и дружественных стран, а так­же на население своего государства.

Психологические операции в нейтральных странах преследуют цель побудить их лояльно относиться (ак­тивно поддерживать) к странам-союзницам, выступаю­щим против реального или потенциального противника. Задачи психологических операций по отношению к на­селению дружественных стран состоят в завоевании его доверия и поддержке его морального духа, а также в ус­транении страха, предотвращения паники и создания об­щественного мнения, способствующего добровольному принятию установленных властями ограничений и мер контроля, вызванных борьбой с противником.

Консолидирующие психологические операции среди населения своего государства направлены на завоева­ние поддержки с его стороны, обеспечение положитель­ного восприятия им непопулярных мер правительства, а также неизбежного ограничения (в условиях военного времени) прав и свобод личности. Еще одна важная за­дача таких операций — предотвращение выступлений антиправительственных сил, так называемой «пятой ко­лонны», способной создать помехи действиям своих войск и дестабилизировать обстановку в тылу.

Подготовку психологических операций и их примене­ние осуществляют в соответствии со следующими прин­ципами:

—   подготовка психологических операций начинает­ся заблаговременно, скрытно, тщательно, с учетом ин­дивидуальных и социально-психологических особеннос­тей объектов воздействия;

—   психологические операции планируют и проводят с учетом выявленных слабых мест в морально-психоло­гическом состоянии населения и личного состава войск противника, с учетом особенностей военно-политичес­кой и оперативной обстановки, имеющихся сил и средств;

—   соответствующие начальники органов психологи­ческой войны лично отвечают за проведение и эффек­тивность психологических операций, а также за исполь­зование имеющихся в их распоряжении сил и средств;

—   психологические операции различных видов про­водят по единому плану, согласовывают между собой, а также с боевыми действиями войск;

—   все силы и средства психологических операций надо истользовать массированно, комплексно и разно­образно.

Мероприятия психологической войны (как состав­ная или самостоятельная части психологических опе­раций) проводят ради внедрения в сознание населения и войск противника конкретных взглядов, убеждений или лозунгов, мотивов недоверия или неудовлетворения дей­ствиями своего политического и военного руководства, осознания своего неблагоприятного положения, угрозы жизни и благополучию родственников, и для введения их в заблуждение, обмана, склонения к сотрудничеству.

Мероприятия психологической войны делятся на:

1.   Мероприятия по снижению морального духа насе­ления и военнослужащих противника. В ходе них в тече­ние длительного периода времени осуществляется эф­фективное психологическое воздействие, а очень часто ничем не прикрытое психогенное давление с целью де-морализазии гражданского населения и войск противни­ка, утраты ими веры в собственные силы, в компетент­ность военно-политического руководства страны. Эти мероприятия очень широко распространены, в настоя­щее время они стали элементом не только психологиче­ской войны, но также повседневной политики , находя­щей свое выражение в экономической и дипломатических областях.

2.   Мероприятия по подрыву боеспособности подраз­делений и частей противника. Это и психологическое воз­действие, направленное на введение противника в за­блуждение относительно военного потенциала и боевых возможностей противоположной стороны, пропаганда преимуществ своей военной техники и оружия, разъяс­нение причин поражений и больших потерь, осуществ­ляемые совместно с другими военными и специальными акциями. Они значительно снижают боеспособность лич­ного состава противника.

3. Мероприятия по побуждению противника к перехо­ду на нашу сторону. Личный состав конкретных частей и подразделений противника, ведущих боевые действия дли­тельное время, и потому измотанных, истощенных, не­сущих серьезные боевые и психогенные потери, а также необстрелянные военнослужащие, только что перебро­шенные в район боевых действий и по этой причине ока­завшиеся в экстремальных условиях, являются удобным объектом психологического воздействия, результатом ко­торого часто бывает массовое дезертирство или само­вольное оставление фронтовой полосы, симуляция, сда­ча в плен.

Выделяют следующие основные этапы подготов­ки и осуществления психологических операций и ме­роприятий психологической войны:

1)   планирование;

2)   формулирование рабочих целей;

3)   определение и изучение объекта воздействия;

4)   выбор конкретных видов, форм, методов, спо­собов и приемов осуществления психологического воз­действия;

5)   разработка содержания (технологии примене­ния основных составляющих) психологического воздей­ствия;

6)   определение его коммуникативных контуров и условий осуществления, а при необходимости и созда­ние их;

7)   обеспечение контроля за эффективностью про­ведения конкретных операций и мероприятий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,129 сек. | 11.48 МБ