Психологические операции на дальнем востоке. Война в Корее

Война в Корее началась в 1950 г. с того, что севе­рокорейские войска внезапно атаковали по всей демар­кационной линии между Севером (бывшая советская оккупационная зона) и Югом (бывшая американская ок­купационная зона). Довольно быстро они заняли Сеул и стали развивать успешное наступление в направлениях Тэджон-Кванджу и Тэгу-Пусан. Однако тут вмешались США. Командование вооруженных сил КНДР прозева­ло высадку крупного морского десанта в Инчхоне (Че­мульпо). Группировка северян оказалась в окружении и большей частью была уничтожена. Тогда китайцы ввели в КНДР более 600 тысяч так называемых «доброволь­цев», а СССР поддержал их силами авиационного ис­требительного корпуса. В результате война, шедшая с переменным успехом, приняла затяжной характер.

В августе 1949 г. в вооруженных силах США было принято наставление FM-33-5 «Ведение психологиче­ской войны». Согласно ему, важнейшей формой пси­хологической войны является пропаганда, под которой понимается система мероприятий по распространению различной политической информации. Большое внима­ние в наставлении уделено вопросам содержания пропа­ганды, технике ее ведения, характеристике видов листо­вок, а также методам противодействия пропаганде про­тивника.

С началом боевых действий была также принята но­вая организационная структура подразделений психоло­гической войны, предусматривавшая выполнение ими как стратегических, так и тактических задач. Во главе сто­яло вновь образованное Управление психологической войны. В рамках принятой структуры была создана груп­па психологических операций, которая решала преиму­щественно стратегические задачи в начавшейся войне. Она имела своем составе штаб и штабную роту, роту репродукции и мобильную роту радиовещания.

Личный состав штаба и штабной роты выполнял ад­министративные и творческие функции. Рота репродук­ции имела на своем вооружении сложное полиграфи­ческое оборудование, она выпускала многокрасочные листовки и газеты различного формата. Мобильная рота радиовещания предназначалась для ведения радиопро­паганды.

Для решения тактических задач психологической войны была сформирована группа громкоговорящих ус­тановок и издания листовок. По своей структуре она полностью напоминала группу психологических опера­ций, но имела на вооружении роту громкоговорящих установок и роту издания листовок, каждая из которых выделяла в оперативное подчинение армейских корпу­сов по одной секции для реализации их пропагандист­ских целей.

На военную службу в то время были призваны и за­числены в аппарат психологической войны американской армии офицеры резерва, имевшие гражданские специ­альности, в той или иной мере связанные с пропагандой. Из них сформировали несколько групп радиовещания и издания листовок. Одну такую группу направили в Япо­нию вести стратегическую пропаганду на нейтральные страны.

В 1953 г., кроме того, была сформирована и направ­лена в Корею рота по ведению разъяснительной работы среди местного населения. В ее функции входило уста­новление и укрепление контактов американских войск с жителями страны, обеспечение лояльного отношения корейцев к войскам в районах, находившихся под кон­тролем американской военной администрации.

Главной формой психологического воздействия аме­риканских войск в Корее являлась печатная пропаганда. Листовки издавались в огромных количествах. Только группа радиовещания и издания листовок каждую неде­лю выпускала в среднем 20 миллионов экземпляров ли­стовок на корейском и китайском языках. Рота громко­говорящих установок и издания листовок дополнительно издавала в среднем 3,5 миллиона листовок в неделю. Уже в течение первых трех дней боевых действий американ­ская сторона изготовила 10 миллионов экземпляров ли­стовок.

Листовки распространяли в основном с помощью авиации и артиллерии. Летающие крепости Б-29 сбра­сывали агитационные бомбы с листовками в глубоком тылу противника, а легкие бомбардировщики сбрасыва­ли такие бомбы или связки листовок со средних высот непосредственно на объекты переднего края и прифрон­товой полосы. Сбрасывание листовок в пачках было изо­бретено именно в Корее. Пачки, снабженные небольшим количеством взрывчатки, разрывались в воздухе, и ли­стовки рассеивались на значительной площади. Для прицельного разбрасывания листовок американцы при­меняли артиллерийские агитационные снаряды к 105-мм гаубице.

Радиопропаганда на корейско-китайские войска и на гражданское население Кореи велась с конца июня 1950 г. через армейские мобильные передатчики и через граж­данские станции. Для этой цели были задействованы 19 радиостанций, работавших на средних и коротких вол­нах в Сеуле, Тэгу, Пусане, Токио. Ежедневные програм­мы радиовещания занимали более двух часов и включа­ли, как правило, передачи последних известий и обзоры военного положения, подготовленные Управлением пси­хологической войны.

Устная пропаганда велась с помощью громкоговоря­щих установок, смонтированных на различных боевых машинах, в том числе на танках. Использовались также громкоговорящие установки, действовавшие с борта лег­ких самолетов.

Главная стратегическая задача Управления психоло­гической войны заключалась в том, чтобы представить действия американских вооруженных сил как законную оборону союзной страны под эгидой ООН от коммунис­тической агрессии (что, в общем, соответствовало дей­ствительности, не считая того факта, что и на Севере и на Юге Кореи правили марионетки — соответственно, Ким Ир Сен и Ли Сын Ман).

Информационно-пропагандистские материалы гото­вились по рецептам, разработанным американскими про­пагандистами в годы Второй мировой войны. Так, в под­готовленном по приказу командующего 8-й американской армией генерала Риджуэя обращении к командующему противостоящей китайской армии вначале воздавалось должное храбрости китайских солдат, а затем уже ги­перболизировались перенесенные ими страдания. Тем самым делалась попытка вбить клин между союзника­ми — китайцами и корейцами. Тираж обращения был упакован в небольшие контейнеры и сброшен с воздуха в расположении войск противника. Предполагалось, что контейнеры возбудят любопытство солдат, они их откро­ют и таким образом текст станет известным в китайских войсках.

Значительное количество пропагандистских матери­алов было посвящено вопросам добровольной сдачи в плен. В листовках-пропусках зачастую предлагалось солидное денежное вознаграждение, а иногда даже де­лались обещания предоставить американское граждан­ство. С аналогичными предложениями американцы об­ращались и к пилотам советских истребителей МИГ-15. Американцы явно не понимали, что у советских летчи­ков дома оставались в качестве заложников их жены, дети, родители.

Политические органы Корейской Народной армии и Народно-освободительной армии Китая (НОАК), при поддержке аппарата специальной пропаганды Вооружен­ных Сил СССР, в свою очередь, осуществляли психоло­гическое воздействие на американские и южнокорейские войска. Их агитационно-пропагандистские материалы пытались решить следующие задачи: представить войну в Корее как агрессию американского империализма; дис­кредитировать военно-политическое руководство США и Южной Кореи; восхвалять боевую мощь и военные успехи корейско-китайских войск; разоблачать расовую дискриминацию в армии США.

Значительная часть материалов коммунистов тоже была посвящена пропаганде плена. Следует отметить, что авторы большинства листовок пошли по правильно­му пути: они не приукрашивали и не идеализировали пре­бывание в плену. Приводимые в листовках аргументы были призваны рассеять страх солдата перед неизвест­ностью плена, подвести его к мысли о целесообразности перехода на сторону противника во имя конечной цели — вернуться домой живым. Примечательным было то, что многие листовки, в отличие от периода Великой Отече­ственной войны, прямых призывов к сдаче в плен не со­держали.

Было также издано немало информационных листо­вок, в которых текст повторял композиционные и сти­листические особенности газетной информации в соот­ветствии с американскими стандартами, а сами сообще­ния подтверждалась ссылками на названия газет и даты их выпуска.

Часть листовок имела сентиментальный характер. Они были призваны возбуждать тоску по дому, беспо­койство за собственную жизнь. Среди них выделялась серия рождественских листовок-поздравлений для воен­нопленных, выполненных в стиле традиционных амери­канских открыток, с написанным на обороте пожелани­ем счастья в новом году.

Американцы в ходе корейской войны столкнулись с непривычным для них идеологическим воздействием про­тивника. Некоторые органы американской прессы заби­ли тревогу по поводу морального состояния американ­ских солдат. Так, в 1952 г. газета «Нью-Йорк тайме» сообщила, что за первые полтора года войны в Корее из вооруженных сил США дезертировали 47 тысяч чело­век. В следующие полтора года количество дезертиров продолжало держаться на уровне 18—20 тысяч за каж­дые шесть месяцев.

В целях противодействия разлагающей пропаганде противника американское командование подготовило наставление «Методы обороны против особых меропри­ятий противника». Ответственность за проведение «обо­ронительных мероприятий» полностью возлагалась на строевых командиров. Согласно наставления, они долж­ны были осуществлять меры, делающие солдат невос­приимчивыми к пропаганде противника. Командирам частей предлагалось запрещать слушание радио- и зву-копередач противника, чтение его пропагандистских материалов, а также вменялось в обязанность активно противодействовать вражеской пропаганде, начиная от стрельбы по его громкоговорящим установкам и кончая операциями по их уничтожению либо захвату.

С учетом опыта войны в Корее деятельность армей­ской службы психологической войны США была пере­смотрена. В марте 1955 г. министерство армии ввело в действие переработанный вариант наставления FM-33-5. В нем было дано официальное толкование американ­ской концепции психологической войны. «Психологи­ческая война, — указывалось в наставлении, — вклю­чает мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на созна­ние, чувства и действия противника. Эти мероприя­тия проводятся командованием в сочетании с бое­выми операциями в целях подрыва морального духа противника».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: