Психологические операции в вооруженных конфликтах на американском континенте. Война за Фолклендские острова

Англо-аргентинский конфликт за Фолклендские (Мальвинские) острова произошел в 1982 г. Суть его заклю­чалась в следующем. В водах Южной Атлантики, на удалении примерно 500 км от аргентинского берега, находится архипелаг. Он состоит из двух больших ост­ровов и нескольких десятков мелких, общей площадью 12 тысяч кв. км. Население архипелага составляет все­го-навсего 2 тысячи человек (все они — англичане). Природно-климатические условия там очень суровые, сказывается близость Антарктиды. Однако с этих ост­ровов можно контролировать судоходство на простран­стве от Южной Америки до Южной Африки. Кроме того, там обнаружены крупные залежи различных полезных ископаемых.

Англичане захватили эти острова еще в начале XIX века, когда там фактически не было никакой власти — ни испанской (Аргентина — бывшая колония Испании, провозгласившая независимость в 1810 г.), ни аргентин­ской. Однако именно с тех пор все правительства Ар­гентины были едины во мнении, что архипелаг Мальви-ны (английское название Фолкленды они не признают) является исконной аргентинской территорией. Основа­ние очень простое: Аргентина недалеко, а Великобрита­ния находится на другом краю Земли. Вдохновляясь этой мыслью, весной 1982 г. военное правительство диктато­ра Гальтиери (позже осужденного аргентинским судом за массовые тайные казни сограждан) высадило на Фол­клендах десант и объявило о переходе архипелага под юрисдикцию Аргентины. Заодно аргентинцы захватили остров Южная Георгия, лежащий на удалении 2400 км от их берегов. Англичане не согласились с подобным способом решения проблемы. Они отправили эскадру, которая в пух и прах разгромила аргентинские силы на суше, на море, в воздухе и вернула захваченные остро­ва назад. На том дело кончилось.

Таким образом, причиной конфликта стала агрессия реакционного военного режима Аргентины. Это надо специально отметить, так как во время войны за Фолк­ленды советская пропаганда симпатизировала Аргенти­не и всячески доказывала правомерность ее действий (дескать, это не агрессия, а борьба с колониализмом!).

В ходе непродолжительного конфликта (с момента высадки аргентинцев на островах до их капитуляции прошло менее полугода) англичане осуществили страте­гическую психологическую операцию. Ее цель состояла в том, чтобы обеспечить поддержку действий Великобри­тании собственными гражданами, а также международ­ной общественностью. Британскому правительству уда­лось быстро добиться поддержки своего военного курса внутри страны. На международной арене оно сконцент­рировало свои пропагандистские усилия в основном на странах НАТО и членах Британского содружества на­ций (объединяющего английские доминионы и бывшие колонии). А уже через их СМИ она воздействовала на общественное мнение в других государствах. В результа­те Великобритания добилась в ООН осуждения Арген­тины как агрессора, а саму себя представила невинной жертвой, нуждающейся во всеобщей симпатии и под­держке.

Кроме того, с началом боевых действий англичане провели несколько связанных между собой тактических психологических операций. В ходе их они вели радио­пропаганду через широковещательные станции и через боевые радиосети аргентинской армии, распространяли листовки, практиковали обратный отпуск военнопленных.

Так, например, английская радиостанция «Голос Ат­лантики», установленная на острове Вознесения, вела передачи для аргентинских войск на испанском языке. Перед микрофоном часто выступали пленные, которые рассказывали о корректном обращении с ними в англий­ское плену. Передачи этой радиостанции в значительной мере содействовали преодолению страха аргентинскими военнослужащими перед сдачей в плен. Той же цели послужило широко разрекламированное сообщение о репатриации в Уругвай еще в ходе войны более 1000 аргентинских военнослужащих. Сильное угнетающее воздействие на моральный дух аргентинских войск про­извело сообщение подробностей, связанных с потопле­нием аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» в районе Фолклендских островов английской атомной под­водной лодкой. Вместе с этим большим кораблем погиб­ли около 600 членов его экипажа.

Содержание тактических психологических операций Великобритании в ходе Фолклендской войны сводилось к следующему:

— к демонстрации своего превосходства в военной силе и полной уверенности в победе;

— к убеждению в бессмысленности сопротивления аргентинских войск;

— к пропаганде правомерности капитуляции и сда­чи в плен.

Поставленные цели англичане достигали по-разно­му. Например, после мощного артиллерийского обстре­ла вражеских позиций, наглядно доказывавшего огневое превосходство, в расположение аргентинских войск на­правлялись парламентеры с требованием сдаваться в плен. Английские специалисты называли подобные дей­ствия тактикой «двухступенчатого подрыва морального духа противника». Однажды (в бое за населенный пункт Туз-Грин) был применен другой, тоже достаточно эф­фективный прием. Двух пленных аргентинских унтер-офицеров отправили с белым флагом к начальнику гар­низона, чтобы передать ему ультиматум о капитуляции. В нем подчеркивалось, что начальник гарнизона как ка­толик обязан спасти жизнь своих солдат, ибо в против­ном случае они погибнут совершенно напрасно — посе­лок все-равно будет взят. Последовавшая вслед за этим просьба начальника гарнизона разрешить ему собрать вместе всех своих солдат и поговорить с ними была удов­летворена английской стороной. В результате гарнизон в количестве 1500 человек сдался в плен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: