Своеобразие психологического воздействия с помощью телевещания

Телевидение (ТВ) — одна из наиболее эффективных форм психологической войны. Уже сейчас большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно рас­тет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютер­ными сетями Интернет.

Психологическое воздействие с помощью телевеща­ния обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими формами ведения психологической войны.

Во-первых. ТВ влияет на формирование обществен­ного мнения так, как никакое иное средство информа­ции. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям, происходящим на экране телевизо­ра, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему материала («лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать»). Сила этого эффекта настолько велика, что ТВ способно вводить зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа. Примером могут служить телерепор­тажи, транслировавшиеся с мест боевых действий в рай­оне Персидском заливе в 1991 г.

Во-вторых, с помощью ТВ можно показать кон­кретные эпизоды боевых действий, фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего ору­жия или демонстрирующие зверства противника. Ана­логично может быть сделан видеообзор международных событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны художественные и документальные кино- и телефильмы и т.п.

В-третьих, телевидение позволяет передавать фак­симильным способом различные печатные издания, в том числе листовки, в другие страны мира. Для этого теле­визор оборудуют специальной приставкой, из которой выходит лента с отпечатанной на ней информацией, пе­реданной на волнах телевизионного диапазона. В США и Японии уже разработаны приставки, способные печа­тать информацию не на ленте, а прямо на газетном ли­сте бумаги с двух сторон, причем на эту операцию ухо­дит буквально несколько десятков секунд.

В-четвертых, в случае невозможности прямой пере­дачи на телевизионные приемники (или ретрансляции передач) население и военнопленные могут смотреть их записи с помощью видеомагнитофонов.

Вместе с тем телевещание имеет и слабые стороны:

— для осуществления телевизионный пропаганды необходимо иметь телевизионные передающие (или пре­образующие) устройства, равнозначные по частоте кад­ров, способу формирования сигнала системам ТВ стра­ны — объекта телепропаганды;

— несмотря на всю распространенность ТВ в совре­менном мире, в военное время оно является каналом воздействия в основном на глубокий тыл противника, а также на военнопленных. Иногда можно воздействовать на личный состав его кораблей, находящихся в откры­том море. Телепропаганда на личный состав, непосред­ственно участвующий в боевых действиях, практически невозможна;

— телевизионное вещание в гораздо большей мере, чем радио, подвержено влиянию радиоэлектронных по­мех, которые легко создаются противником;

— процесс создания пропагандистских ТВ-передач в творческом и техническом отношениях намного слож­нее, чем подготовка аналогичных по цели радиопере­дач.

Самым благоприятным объектом психологического воздействия через ТВ является гражданское население. Современный человек настолько привык получать инфор­мацию из телевизора, что не сможет обойтись без этого и в военное время. Изъять у населения телеприемники на период войны (особенно с учетом малогабаритных транзисторных телевизоров), вряд ли возможно в боль­шинстве государств. Кроме того, военно-политическо­му руководству противника самому необходимо телеви­дение как мощное и эффективное средство воздействия на собственный народ.

Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизиро­ван и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивиду­альное средство информации. Им кажется, что ТВ по самой своей природе позволяет свободно оценивать по­лучаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется, подобное мнение является колоссальным за­блуждением.

В угрожающий период и во время войны много места в телевещании занимают передачи на третьи страны. Конфликтующие государства, обращаясь к их пуковод-ству и населению, стремятся тем самым создать благо­приятные международные условия для успешного дости­жения своих военных и политических целей. Например, приобрести новых союзников.

Специалисты психологической войны в мирное вре­мя используют в своих интересах существующие госу­дарственные и коммерческие ТВ-станции. Во время вой­ны вещание на население прифронтовой полосы и на войска противника могут осуществлять передвижные военные телецентры. Для телевещания на население оккупированных районов обычно используют местные телецентры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: