Когда в 1996 году я посетил Египет, я был шокирован сумасшедшей ездой на дорогах. Водители игнорируют других участников движения, и каждое мгновение я ожидал ДТП. Однако за несколько месяцев, проведенных в Каире, я видел очень мало ДТП. Один из наших египетских коллег рассказал нам, что египетское правительство заказало японской фирме систему управления транспортными потоками города. Эта фирма установила компьютерные системы мониторинга движения по всему Каиру. После длительного периода мониторинга обескураженный японский эксперт заявил египетским официальным лицам, что им не удалось понять, как вообще возможно уличное движение. Они предложили оставить все как есть.
Езда на автомобиле в чужой стране может быть очень нервозной, особенно в регионах, где правила дорожного движения игнорируются и постоянно существует угроза ДТП. Можно использовать ту же стратегию, что и дома, например, всегда пристегивать ремни безопасности. Следующие рекомендации позволят снизить вероятность стать жертвой ДТП за рубежом.
Как я отметил в начале этой главы, в некоторых странах быть за рулем очень опасно. В таком случае наймите автомобиль с водителем. Вы должны быть хозяином ситуации. Дайте понять, что будет дополнительная оплата за безопасное вождение. Но в случае ДТП предоставьте водителю свободу действий. Ваше вмешательство может только усугубить ситуацию. Я столкнулся с этим в Сомали в 2000 году. Мы ехали в Босасо. За час до этого произошло лобовое столкновение двух грузовиков. Жена одного из водителей находилась с ним в кабине грузовика и погибла при ДТП. Потерявший жену водитель набросился на другого водителя и убил его. Он был арестован и несколько дней провел в заключении, прежде чем предстал перед судом. Суд его оправдал и в порядке возмещения ущерба присудил ему имущество убитого им водителя. В некоторых регионах лучше не садиться за руль.’
В некоторых странах арендованный автомобиль имеет специальные регистрационные наклейки. Нужно быть очень осторожным для предотвращения угона. Уаалите такие наклейки, прежде чем садиться за руль. Наклейте их обратно перед возвращением автомобиля.
Не садитесь за руль сразу после длительного перелета. Вы будете уставшим, и требуется размять ноги. Для некоторых садиться за руль в таком состоянии в незнакомом месте рискованно.
Слишком быстрая езда снижает способность правильно реагировать на меняющиеся дорожные условия. При скорости 80 км/час вы проезжаете 23 м/с. Если нужно оглядеться по сторонам и посмотреть, что делается сзади, вы отведете глаза от дороги минимум на две секунды. За это время автомобиль преодолеет 46 метров, и вы не будете видеть, что происходит впереди. Выберите автомобиль с боковыми зеркалами и зеркалом заднего вида и ездите на скорости, соответствующей дорожным условиям.
При езде на большой скорости периферическое поле зрения сокращается. Это критический фактор в ДТП. Показано, что периферическое поле зрения у большинства людей в состоянии покоя составляет около 90′ в каждую сторону. При скорости 65 км/час оно сокращается до 60° в каждую сторону, а при скорости 130 км/час до 30в каждую сторону. Подберите скорость в зависимости от дорожных условий. Управляйте автомобилем осторожно. Оцените, кто с вами рядом на дороге: пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, даже криминальные элементы.
При поездках по мокрой, грязной или обледенелой дороге маневрируйте медленно и осторожно. Поворачивайте и тормозите медленно, сбавляйте скорость постепенно.
Держитесь на достаточном расстоянии от едущего впереди автомобиля, особенно на мокрой дороге или в гололедицу. Если вы слишком приблизились и у впереди идущего автомобиля произошла авария, у вас могут быть проблемы. Трудно ехать в плохую погоду по незнакомой дороге и принимать решение в доли секунды.
Если машину начинает заносить на мокрой или обледенелой дороге, поворачивайте руль в направлении заноса. Если машину заносит вправо, поверните руль вправо и не тормозите. Если вы начнете тормозить, автомобиль начнет поворачиваться под действием собственной массы и вы не сможете его остановить.
Если у автомобиля нет автоматической системы торможения, предназначенной для защиты тормозов от блокировки, а вам нужно затормозить, используйте ритмическое торможение, мягко нажимая и отпуская педаль тормоза. Это более эффективно, чем постоянное давление на педаль. Однако в автомобилях с автоматической системой торможения рекомен