Случаю было угодно, чтобы ко мне в руки попало полузабытое произведение английского писателя Стивенсона, автора широко известного приключенческого романа «Остров сокровищ». Речь идет в нем об одном путешественнике, который был на французских Альпах, где провел некоторое время в качестве гостя в монастыре. Протестантский писатель был глубоко предубежден против аскетизма католических монахов, которые как бы заживо хоронят себя. Им запрещено разговаривать друг с другом, они должны вставать затемно и пахать землю. Питаются монахи только хлебом, овощами и зеленью. Большую часть года они получают пищу лишь один раз в день, а в остальные месяцы — по специальному разрешению аббата — два раза в день.
Стивенсон провел с монахами какое-то время и под конец признался, что никогда не подозревал, что такое скудное питание, как. у них, может привести к хорошему здоровью. «У них блестят глаза, они счастливы, у них прекрасное настроение и развитое чувство юмора. Они не страдают никакими болезнями, а смерть встречают спокойно и безропотно», — писал он.
«Монахи, по особому разрешению аббата, едят два раза в день до Великого поста, который начинается в сентябре и продолжается до Пасхи — в этот период они едят один раз в сутки: в два часа дня, через двенадцать часов от начала монастырской службы и дневных трудов. Пища у них легкая, но едят они ее неспешно, и даже когда им разрешается выпить немного вина, многие воздерживаются. Нет сомнения, — продолжает Стивенсон, — что большинство людей едят чрезмерно много. Наша пища служит не только для утоления голода, но и для гастрономических утех, как бы вознаграждая за тяготы и хлопоты трудового дня. Если излишества в еде несомненно вредны, то рацион монахов показался мне совершенно недостаточным. Теперь, оглядываясь назад, я должен сознаться, что, когда своим мысленным взором вижу свежие и веселые лица всех монахов, с которыми разговаривал, я думаю, что никогда в жизни не встречал более счастливых и здоровых людей. В этой высокой горной местности, в этом царстве снегов, при непрерывной тяжелой работе жизнь монахов далеко не сладкая, и смерть довольно часто наносит им визиты. Так, по крайней мере, мне говорили. Но, легко умирая, они здоровы при жизни и знают, как надо проводить отведенные им дни и годы. О здоровом образе жизни свидетельствуют ткани тела, цвет кожи и особенно веселый блеск глаз, что придает им еще более бодрый вид, и все это, видимо, благодаря правильному питанию» (Р. Л. Стивенсон, «Путешествие на осле», 1878 год).
Итак, мы снова столкнулись с людьми, которые мало едят и много работают. Им не хватает всего того, что в современной жизни считается важным и необходимым, но они вполне здоровы и счастливы, потому что едят лишь необходимый минимум.
Напомним, что счастье и здоровье, ясность духа и телесные силы идут рука об руку.
«Нам это решительно не подходит, — может возразить все тот же скептически настроенный читатель. — Там другой климат, другая экология, другое время, другой менталитет, наконец». В качестве возражения сошлюсь на не так уж и давние эксперименты нашей современницы Г. С. Шаталовой, которые она поставила, чтобы научно и практически обосновать свою теорию здорового питания. Приведем небольшой фрагмент из ее книги «Целебное питание».