Возможная роль международных организаций в предотвращении глобальной катастрофы

Мы не знаем определённо, кто именно должен заниматься предотвращением глобальных катастроф. Хуже того, вероятно есть много организаций и частных лиц, готовых этим заняться, — кто против того, чтобы стать спасителем мира? (Однако ещё пару лет назад в мире не было ни одного человека, который бы работал именно над темой предотвращения глобальной катастрофы как междисциплинарной проблемой и получал бы за это зарплату.) Перечислим разные «функциональные жанры» организаций, которые могли бы отвечать за предотвращение рисков глобальной катастрофы.

1)       «ООН». Главы мировых правительств вместе решают, как справиться с рисками. Так сейчас борются с потеплением, но все участники дискуссии договориться не могут. В результате принимается самое слабое и компромиссное решение. Государства не готовы передать свою власть в ООН.

«Мировое правительство». Проблема состоит в самой возможности его образования. Процесс создания мирового правительства чреват войной, что само по себе создаёт глобальный риск. Кроме того, такое правительство не может быть нейтральным. С точки зрения одних групп оно будет выразителем интересов других групп. Оно будет или слабым, или тоталитарным. Тоталитарное правительство породит Сопротивление, борьба с этим Сопротивлением чревата огромными терактами и создаёт новые глобальные риски.

Спецслужбы, которые тайно противостоят глобальным рискам. Так борются с террористами. Проблемы: секретность ведёт к утрате информации. Возникает конкуренция спецслужб. Возможна путаница национальных и общечеловеческих интересов — так как спецслужбы служат своему государству, а не людям вообще. Спецслужбы в силу своей специфики не заточены на масштабное долгосрочное видение комплексных проблем и не могут самостоятельно оценить, не привлекая сторонних экспертов, риски ещё не существующих технологий.

Тайные группы частных лиц. Возможно, что некая тайная частная организация поставит своей целью облагодетельствовать всё человечество. Однако промежуточный этап — это создание своего (возможно, тайного) мирового правительства. Проблемы: конкуренция спасателей (так как таких тайных организаций может быть много, а методы и картины мира у всех у них разные), необходимость перехода к пункту «мировое правительство». Неприятие заговоров в обществе и противодействие им со стороны спецслужб. Смешение личных и общих целей. Даже Бен Ладен думает, что именно его «всемирный халифат» будет спасением человечества от механистичного и эгоистичного Запада. Частные группы по созданию сильного ИИ также могут понимать, что получат в свои руки абсолютное оружие, и иметь планы по его применению для захвата власти над миром. В любом случае, тайное общество очень часто подразумевает наличие планируемой стадии «мятежа» — явного или неявного установления власти и влияния на весь мир, путём проникновения или прямого захвата. И, разумеется, здесь оно сталкивается с конкуренцией других таких обществ, а также противодействием общества и спецслужб.

Открытая дискуссия и самоорганизация в обществе. Некоторые авторы, например, Д. Брин [Brin 2006], считают, что альтернативой тайным организациям и правительственным проектам в деле предотвращения глобальных рисков была бы самоорганизация ответственных граждан, которая привела бы к созданию того, что по-английски называется Reciprocal accountability — взаимная подотчётность, когда действия контролирующих служб доступны контролю тех, кого они контролируют. Проблемы такого подхода очевидны: власть общества не велика, и нет единого всемирного общества, способного договориться, — а если эти меры принять только в одной стране они не будут эффективны. И должен быть некий орган, на который эти дискуссии воздействуют. Кроме того, поскольку даже небольшая группа людей способна тайно создать угрозу существованию, то просто слежения за соседями недостаточно. В настоящий момент уже формируется сеть открытых общественных организаций, изучающих проблемы глобальных рисков и финансирующих исследования по их предотвращению, — это Lifeboat Foundation, Центр по ответственным Нанотехнологиям (CRN), Альянс по спасению цивилизации, Сингулярити Институт (SIAI), Future of Humanity Institute в Оксфорде. Большинство этих организаций базируются в США, бюджет их менее миллиона долларов у каждой, что очень мало, и финансируются они на частные пожертвования. Соответственно, результат их деятельности к настоящему моменту — только публикация статей и обсуждение вариантов. Кроме того, Сингулярити институт непосредственно занимается разработкой дружественного ИИ. Эти организации обмениваются информацией, ресурсами и сотрудниками. С другой стороны, практическое влияние разных благотворительных фондов на общество крайне мало. Гораздо больше средств и внимания получают фонды, которые занимаются менее значительными проблемами, чем спасение человечества. В России благотворительные фонды скомпрометированы подозрениями в связях или с мафией, или с иностранными спецслужбами. Наилучшим примером воздействия общества на правителей является чтение правителями книг, хотя это и не всегда помогало. Президент Кеннеди избежал войны в ходе Карибского кризиса в значительной мере потому, что увлекался в этот момент книгой Барбары Такман «Август 1914» о начале Первой Мировой войны, где показано, как война началась вопреки воле и интересам сторон. Исследования К. Сагана и Н. Моисеева о ядерной зиме подтолкнули, возможно, СССР и США к разоружению. Будущие президенты в любом случае формируются в некой культурной среде и несут наверх почерпнутые в ней идеи. Изменение среднего уровня понимания, создание информационного фона вполне может приводить к тому, что правители косвенно впитают некие идеи. Ведь не из воздуха возникла сейчас программа по нанотехнологиям в России! Кто-то где-то о них прочитал и подумал.

6) Не мешать системе самонастроиться. Возможно, что борьба между разными «спасителями мира» окажется хуже, чем полное бездействие. Однако такую стратегию реализовать невозможно, так как она требует единодушного согласия — чего никогда не бывает. Всегда найдётся несколько спасителей мира, и им придётся выяснять, кто среди них главный.

Вопрос даже не в том, чтобы возникла организация, которая может и хочет предотвращать глобальные риски, а в том, чтобы страны мира целиком делегировали ей такие полномочия, что кажется гораздо менее вероятным. Позитивным и очень показательным примером является то, что человечество проявило способность объединяться перед лицом явной и понятной опасности в разного рода антифашистские и антитеррористические коалиции и достаточно эффективно действовать, пока цель являлась весомой, общей и понятной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,105 сек. | 12.45 МБ