Кому это нужно?

Это вопрос, который задаешь себе постоян­но и ответить на который сложнее всего. Дейст­вительно, если что-то делается, значит, кому-то это нужно?

Я с благодарностью вспоминаю своего шефа, старого, прожженного журналиста, который был настоящей акулой пера и хорошо натаскивал меня. Именно под его руководством я научился всем азам «черного» и «серого» пиара, а также многим другим вещам, о которых благовоспитанным мальчикам и девочкам не рассказывают в вечерней школе. Впрочем, я весьма благодарен ему за это. Хотя бы потому, что однажды он сказал мне великую вещь.

Старик и сам не подозревал, насколько он был прав. Сколько лет живу — столько лет нахожу до­казательства истинности его утверждения. Имен­но поэтому я, простой газетный писака, и ставлю перед собой цель: помочь людям хоть немного про­зреть, разорвать ту матрицу, тот кокон, который сплетают вокруг них всевозможные пауки.

Все мы сегодня живем в виртуальной реально­сти, созданной газетами и телевизором. Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно этим путем. Причем реальность искажается так часто и радикально, что средства массовой информации впору переименовывать в средства массовой манипуляции. Технологии ма­нипуляции достигли чудовищной, дьявольской эф­фективности. Один мой бывший коллега, потом перешедший работать на телевидение, как-то раз хвастался, что способен убедить кого угодно в чем угодно. Он покажет специально подобранный ви­деоряд, пригласит «именитых экспертов», которые скажут то, что нужно, — и телезритель безогово­рочно поверит в это так же, как верит в Бога фа­натичный католик.

Что такое пропаганда? В общепринятом значении этого слова — настойчивое информирование людей о каком-то событии, когда им постоянно говорят о том, что вот это — белое, а это, наоборот, — черное. Причем совершенно не обязательно, чтобы это было правдой, главное — говорить часто и громко.

Признанными гуру пропаганды, у которых совре­менные мастера учатся до сих пор, были Гитлер и Геббельс. Гитлер, например, говорил следующее: «При помощи умелой пропаганды можно самую убогую жизнь представить раем и, наоборот, самое благопо­лучное существование изобразить адом на земле».

Сегодня слово «пропаганда» звучит слишком уж одиозно, и его поспешили заменить на более невинное «пиар». PR— это американская аббре­виатура понятия «связи с общественностью». Но суть от этого не меняется. Современная пропаган­да — это страшнейшее оружие, которое по своему воздействию даже превосходит ядерное. Как по­бедить враждебную страну? Можно сбросить на нее ядерную бомбу и оккупировать. Но, во-пер­вых, тебя осудят за использование атомного ору­жия, во-вторых, ты можешь получить ответный удар, в-третьих, ты обзаведешься вечным врагом в виде выжившего населения побежденной страны. А можно в течение долгих лет настойчиво вдалбли­вать в головы людям, что они живут очень плохо, что ими правят преступники, что весь остальной мир зрит на них с возмущением, а вот твоя стра­на— это светоч свободы и вообще всего самого лучшего. Если пропаганда окажется достаточно умелой, население вражеской страны само сверг­нет свое правительство, а потом попросит оккупи­ровать свое государство. Путь, конечно, долгий и непростой, зато эффективный на сто процентов!

Не зря пропагандисты и пиарщики давно «со­стоят на вооружении» всех основных армий мира. Например, в вооруженных силах США их, по не­официальным данным, немногим менее 5 тысяч. И это только в ведении Пентагона! А ведь есть еще ЦРУ, которое как раз специализируется на несило­вых вмешательствах, среди которых «промывание мозгов« занимает весьма почетное место! Поми­мо специалистов, прямо работающих на силовые структуры, есть масса людей, которые получают периодическое вознаграждение. Да что там «мас­са», если окинуть внимательным и непредвзятым взглядом всех журналистов, кинематографистов, популярных писателей Запада, становится ясно: это настоящая армия манипуляторов, армия в штатском, основная ударная сила Третьей миро­вой, не менее, а может, даже и более важная, чем все «Катрины» и «Звездные войны».

Но, когда пытаешься найти хозяев и заказчи­ков этих манипуляций, натыкаешься на глухую стену. Конечно, у каждого телеканала или газеты есть свой владелец, но имена этих владельцев (по крайней мере, реальных, а не подставных) не афи­шируются. Еще труднее найти те связки, которые существуют между различными телеканалами: ведь действуют-то они вполне согласованно!

Действительно, если предположить, что всесто­ронний пиар — явление стихийное, никем не кон­тролируемое, то манипуляция стала бы невозмож­ной. Потому что интересы пиарщиков постоянно бы пересекались, они бы противоречили друг дру­гу, информация перестала быть стройной и упоря­доченной и превратилась бы в пространство хаоса. Самый глупый телезритель очень быстро понял бы, что его пытаются надуть! Но ведь этого не проис­ходит! Голоса различных СМИ сливаются в один большой оркестр, который играет удивительно хо­рошо и слаженно. Значит, у этого оркестра есть свой дирижер. Только где его искать? Ответить на этот вопрос я и попытаюсь в конце книги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: