Это вопрос, который задаешь себе постоянно и ответить на который сложнее всего. Действительно, если что-то делается, значит, кому-то это нужно?
Я с благодарностью вспоминаю своего шефа, старого, прожженного журналиста, который был настоящей акулой пера и хорошо натаскивал меня. Именно под его руководством я научился всем азам «черного» и «серого» пиара, а также многим другим вещам, о которых благовоспитанным мальчикам и девочкам не рассказывают в вечерней школе. Впрочем, я весьма благодарен ему за это. Хотя бы потому, что однажды он сказал мне великую вещь.
Старик и сам не подозревал, насколько он был прав. Сколько лет живу — столько лет нахожу доказательства истинности его утверждения. Именно поэтому я, простой газетный писака, и ставлю перед собой цель: помочь людям хоть немного прозреть, разорвать ту матрицу, тот кокон, который сплетают вокруг них всевозможные пауки.
Все мы сегодня живем в виртуальной реальности, созданной газетами и телевизором. Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно этим путем. Причем реальность искажается так часто и радикально, что средства массовой информации впору переименовывать в средства массовой манипуляции. Технологии манипуляции достигли чудовищной, дьявольской эффективности. Один мой бывший коллега, потом перешедший работать на телевидение, как-то раз хвастался, что способен убедить кого угодно в чем угодно. Он покажет специально подобранный видеоряд, пригласит «именитых экспертов», которые скажут то, что нужно, — и телезритель безоговорочно поверит в это так же, как верит в Бога фанатичный католик.
Что такое пропаганда? В общепринятом значении этого слова — настойчивое информирование людей о каком-то событии, когда им постоянно говорят о том, что вот это — белое, а это, наоборот, — черное. Причем совершенно не обязательно, чтобы это было правдой, главное — говорить часто и громко.
Признанными гуру пропаганды, у которых современные мастера учатся до сих пор, были Гитлер и Геббельс. Гитлер, например, говорил следующее: «При помощи умелой пропаганды можно самую убогую жизнь представить раем и, наоборот, самое благополучное существование изобразить адом на земле».
Сегодня слово «пропаганда» звучит слишком уж одиозно, и его поспешили заменить на более невинное «пиар». PR— это американская аббревиатура понятия «связи с общественностью». Но суть от этого не меняется. Современная пропаганда — это страшнейшее оружие, которое по своему воздействию даже превосходит ядерное. Как победить враждебную страну? Можно сбросить на нее ядерную бомбу и оккупировать. Но, во-первых, тебя осудят за использование атомного оружия, во-вторых, ты можешь получить ответный удар, в-третьих, ты обзаведешься вечным врагом в виде выжившего населения побежденной страны. А можно в течение долгих лет настойчиво вдалбливать в головы людям, что они живут очень плохо, что ими правят преступники, что весь остальной мир зрит на них с возмущением, а вот твоя страна— это светоч свободы и вообще всего самого лучшего. Если пропаганда окажется достаточно умелой, население вражеской страны само свергнет свое правительство, а потом попросит оккупировать свое государство. Путь, конечно, долгий и непростой, зато эффективный на сто процентов!
Не зря пропагандисты и пиарщики давно «состоят на вооружении» всех основных армий мира. Например, в вооруженных силах США их, по неофициальным данным, немногим менее 5 тысяч. И это только в ведении Пентагона! А ведь есть еще ЦРУ, которое как раз специализируется на несиловых вмешательствах, среди которых «промывание мозгов« занимает весьма почетное место! Помимо специалистов, прямо работающих на силовые структуры, есть масса людей, которые получают периодическое вознаграждение. Да что там «масса», если окинуть внимательным и непредвзятым взглядом всех журналистов, кинематографистов, популярных писателей Запада, становится ясно: это настоящая армия манипуляторов, армия в штатском, основная ударная сила Третьей мировой, не менее, а может, даже и более важная, чем все «Катрины» и «Звездные войны».
Но, когда пытаешься найти хозяев и заказчиков этих манипуляций, натыкаешься на глухую стену. Конечно, у каждого телеканала или газеты есть свой владелец, но имена этих владельцев (по крайней мере, реальных, а не подставных) не афишируются. Еще труднее найти те связки, которые существуют между различными телеканалами: ведь действуют-то они вполне согласованно!
Действительно, если предположить, что всесторонний пиар — явление стихийное, никем не контролируемое, то манипуляция стала бы невозможной. Потому что интересы пиарщиков постоянно бы пересекались, они бы противоречили друг другу, информация перестала быть стройной и упорядоченной и превратилась бы в пространство хаоса. Самый глупый телезритель очень быстро понял бы, что его пытаются надуть! Но ведь этого не происходит! Голоса различных СМИ сливаются в один большой оркестр, который играет удивительно хорошо и слаженно. Значит, у этого оркестра есть свой дирижер. Только где его искать? Ответить на этот вопрос я и попытаюсь в конце книги.