Культура Запада прошла много этапов развития. К XVII в. в северо-западном углу Европы – в Голландии, Британии, Скандинавии, Бельгии, Северной Франции – сложилось самое свободное, самое передовое, самое рациональное общество из всех, какие только были тогда на Земле.
Неизбежно упрощая, постараюсь выразить основы мировоззрения Нового времени:
1. Человек – не часть остального мира; он – сам по себе. На него почти или совсем не распространяются законы, по которым живет остальной мир.
2. Мир – не единое целое. Он – склад не связанных между собой явлений и процессов, которые существуют каждый сам по себе.
3. Эти изолированные части мироздания составляют природные ресурсы, которые не могут быть исчерпаны и которые человек полномочен использовать в любых масштабах.
Для нововременной культуры самоутверждение личности было важнее социальной гармонии, деятельность человека – важнее сохранения природного наследия.
Эта культура создала науку как особую форму общественного сознания, естественнонаучную картину мира, выделила личность человека из любой общественной группы и научилась уважать ее так же, как группу в целом.
Эта культура не признавала саму себя «одной из многих», она считала себя совершенством, вершиной прогресса. Себя европейцы считали цивилизованными, а остальных – в разной степени дикими. По их мнению, цивилизацию Европы должны перенять все страны и народы земного шара…
Читатель может вспомнить и Марка Твена с его «Янки при дворе короля Артура», который «принес цивилизацию» в раннее Средневековье. И Скруджа МакДака, который тоже несет цивилизацию всем, кто еще не понял прелестей «правильной» жизни.
В XVII в. началось строительство мировой системы хозяйства, своего рода грандиозной земшарной империи, в которой европейские народы заняли главенствующее положение.
Эта империя существовала до середины XX в. и называлась колониальной системой. В 1960-е колониальная система рухнула.