На Юге столько людей, что если даже дать им уровень жизни Севера, им будет чисто физически некуда девать полученные предметы потребления.
Если миллиард индусов получат современные дома… Где их построить? Сколько рисовых полей придется осушить, чтобы на их месте возвести дома для счастливых новоселов?
Если на душу населения – на этот миллиард индусов или миллиард китайцев придется столько же машин, сколько в Европе, то куда они поставят эти полмиллиарда машин?
Впрочем, в мире больше 2 млрд людей живут менее чем на доллар в день. Некоторые ремесленники в Индии кормят каждый день только детей. Сами они едят четыре раза в неделю, а три дня взрослые не едят ничего. Этих людей не занимают вопросы покупки домов и машин.
В Южной Америке есть маленький индейский народ кечуа. Живут они на высоких плоскогорьях Анд; иногда они спускаются оттуда целыми семьями, чтобы продать шерсть ламы или лекарственные растения. Дети кечуа «прославились» тем, что в городах стучат в дома и просят… помоев. Какую бы гниль и гадость им ни давали – они с жадностью поедают полусгнившие капустные листья, картофельную кожуру и черствые корки.
Кому помои – а кому праздничный пир.
Научить этих людей какому-то полезному ремеслу? На это нужны деньги, и немалые. К тому же если они будут что-то производить – то кому они будут продавать свою продукцию? В мире нет места для новых производств, новых продуктов ремесла, новых изделий и услуг. Везде очень жесткая конкуренция, и с каждый годом она становится все жестче.
Гарантировать этим «новым ремесленникам» государственный заказ? Помогать им, опекать, не давать в обиду конкурентам? Опять же – колоссальные расходы, да к тому же «конкуренты» – это рентабельные производства, которые платят налоги. Обидишь их – снизишь рентабельность национальной экономики, и государство тоже недополучит своих денег.
Из которых платят зарплату чиновникам.
Из 5 млрд жителей Юга почти 3 млрд – горожане. Эти города не похожи ни на Стокгольм, Париж, Москву и ни на Тверь или Псков. Это – картонно-жестяные трущобы, которые были бы физически невозможны в странах с холодным климатом. В этих чудовищных лачугах, без всяких удобств, окруженных помойками и попросту загаженных (уборных мало) живет ПОЛОВИНА современного человечества.
Мир не нуждается в их рабочих руках и тем более в их мозгах. Они малограмотны или вообще не грамотны, у них нет почти никакой квалификации, а их духовный мир – обрывки племенных преданий и смутная память о деревенской идиллии.
Временами какая-то фирма строит завод или фабрику, и отдельные счастливчики из бидонвилля получают работу. Таких откармливают, обучают, а потом уже ставят к станку. Именно в таком порядке.
Половина человечества – это чудовищная пороховая бочка для любых революций, мятежей, акций. Есть популярный фильм: «Генералы песчаных карьеров» (1971). Очень советую найти его и посмотреть.
Югу действительно необходимы средства – и уже не только для развития, а просто чтобы физически существовать.
Бидонвилли – прекрасное место для проповеди сектантов и для организации политических партий экстремистского толка.
Но очень может быть, худшее еще впереди. У Юга есть еще перспектива вымирания от болезней и перспектива локальной экологической катастрофы.