Каньонинг

Каньонинг, спуск по каньонам с водопадами или без них, — это сильно упро­щенный кейвинг (спелеотуризм) на свету и без узких мест, низких ходов. Правда, можно организовать и ночной каньонинг. К тому же если в кейвинге после спуска на дно пещеры следует обязательный подъем наверх, то в каньо-нинге обычно ограничиваются только спуском. Хотя есть каньоны, откуда вылезти можно только обратно наверх. В этом случае такое предприятие является отличной тренировкой для спелеолога.

Мокрый или сухой гидрокостюм — самая главная часть экипировки. Это касается только серьезных маршрутов с прохождением водопадов в струе воды. Выбор типа гидрокостюма зависит от температуры воздуха и воды, до 12 градусов обычно используют сухой тип, выше — мокрый. Гидрокостюм сухого типа надевается на белье, желательно термобелье, например «АРКТИК», из тонкого вспененного полара, оно не только греет, но и хорошо проводит влагу, ваш пот в виде потной росы оседает на внутренней поверх­ности гидрокостюма, оставляя тело сухим.

Мокрый гидрокостюм надевают на голое тело, он изготовлен из пористых материалов, и вода, проникая в глубь материала, согревается теплом тела и служит теплоизоляцией, так как ее циркуляция затруднена конструкцией материала гидрокостюма. Мокрые гидрокостюмы бывают разной толщины: чем толще, тем в более холодной воде можно его использовать.

Для особо жарких климатических ситуаций используют гидрокостюм без рукавов или гидрошорты с гидромайкой. На ноги обычно надевают гидроноски…

Сверху на гидрокостюм (обоих типов) надевают комбинезон или штаны и онорак в целях предохранения гидрокостюма от механических повреждений.

На голову надевают каску, в самом простом варианте — строительную. Впрочем, есть масса фирменных касок порекомендую, например, старую Добрую чешскую фирму «КАССИДА» или более современный «КЭМП».

На ноги надевают специальные сапоги, для очень мокрых маршрутов, или хорошие горные ботинки, для сухих. Горные ботинки должны быть легкие трекинговые.

Впрочем, большинство туристских маршрутов провешены таким обра­зом, что спускающегося только слегка задевают брызги, можно делать это в шортах и майке, но обувь и каска обязательны.

Обвязки. Лучшие и самые дорогие подвесные системы (системы ремней, с помощью которых тело человека соединяется через спусковое устройство с веревкой) выпускает фирма «Петцель». Обвязки этой фирмы проходят стро­жайший контроль и наиболее надежны. Надо сказать, что обвязки бывают двух типов: в первом обвязка одна (и стропочка через плечи для пристегива­ния зажима «Кроль» при подъеме), во втором — делится на беседку (в которой сидят) и лифчик (нагрудные ремни, созданные для крепления ограничителя отбрасывания от веревки во время подъема (блока или зажима) и как точка пристегивания страховки). В современном мире чаще используется одна еди­ная обвязка.

На обвязку, чтобы надежно соединить ее концы, пристегивается карабин. Реально это может быть любой фиксируемый муфтой карабин, на практике обычно используют карабин специальной формы — дельту. Все карабины по-своему хороши, но петцелевские — лучшие.

Нельзя использовать титановые карабины «ИРБИС», они предназначены для подвески веревки и могут легко сломаться, если накопят достаточно динамического напряжения, то есть вы можете сто раз стукнуть им о камень — на сто первый он разлетится как стеклянный. Но «ИРБИСы» хорошо подходят для навески веревок, они исключительно хорошо держат статиче­ские нагрузки, и при этом очень легкие. Сейчас они не производятся, но мне иногда еще попадаются в магазинах. При длительном использовании эти карабины нуждаются в специальной термической обработке для снятия вну­тренних напряжений.

К карабину пристегивается спусковое устройство, в которое заправляется веревка. Лучшие производит фирма «Петцель», они называются по-русски «стоплер» или просто «стоп». Пока вы контролируете спуск, нажимая на спе­ццальную ручку, вы спускаетесь. Если вы перестаете нажимать ручку, вы оста­навливаетесь и висите. Есть более простой вариант: каталка, без ручки. Ско­рость спуска регулируют натяжением веревки рукой, опущенной вертикаль­но вниз. Чтобы остановиться, веревку несколько раз обматывают вокруг каталки. Скидывают — и опять вниз. Решетки — другой тип спускового устрой­ства. С их помощью человек спускается достаточно медленно, но не разгоня­ется слишком сильно, если теряет контроль над скоростью (отпускает руку, регулирующую внизу натяжение веревки). Шайба и рогатка — похожие спу­сковые устройства. На рогатке обычно можно остановиться, зафиксировав веревку между рогами. Шайба — наиболее быстрый спусковой инструмент, позволяет прыгать и лететь со скоростью свободного падения, притормажи­вая у дна. Спуск на шайбе требует многих тренировок, опасен и изнашивает веревку, зато очень быстр и эффектен: вы прыгаете вниз, отталкиваясь от стены ногами по мере спуска почти со скоростью свободного падения, и точ­ным движением руки заводите веревку за бедро за несколько метров от дна и плавно, как с парашютом, приземляетесь.

Есть специальные решетки для спуска по стальному 3-5-миллиметровому тросу.

Блок и (или) блок-тормоз используют по спуску (или подъему) по трал-лею — веревке, натянутой либо горизонтально, либо под углом.

Страховка осуществляется страховочным самохватом, опять же порекомен­дую изделия фирмы «Петцель», например жумаром (по имени изобретателя). Это достаточно большой самохват с удобной ручкой. Последнее время (в нашей стране последние 15 лет) его используют наиболее часто и для страховки и для подъема. Жумар и карабин соединяются обычно специальной стропой «ЭНЕРГИЯ», сшитой таким образом, что при сильном рывке она гасит энергию.

Снаряжение для подъема людей или грузов представляет собой в простей­шем случае блок-тормоз (когда на одном конце веревки масса поднимаемого груза минимум в 8 раз меньше массы того, кто поднимает). Например, толпа в пять человек мужиков общей массой 400 килограммов легко и без труда вытащит одну девушку массой 50 килограммов. Толпа в двое мужиков тоже вытащит эту девушку, но уже с трудом.

Блок-тормоз пропускает веревку только в одну сторону, поэтому можно поднять что-то тяжелое маленькими рывками. Если масса поднимаемого груза больше, чем масса поднимающего, приходится из двух зажимов и двух карабинов вязать так называемый полиспаст, систему рычагов на веревке (рычагом служит веревка). На словах мне это объяснить по-любому не удаст­ся — любознательному читателю придется обратиться к справочникам и изу­чить схемы. Не чертить же мне схему тут! А фотки с соответствующим дивай-сом у меня нет, плохо подготовился. Так что — не обессудьте. Но суть такова, что поднимающий протаскивает несколько метров веревки через систему блоков, при этом груз поднимается на метр. Потом опять веревка протаски­вается через блоки (в это время зафиксированный груз неподвижен. По-мое­му, это лебедка такая, хотя не уверен.

С собой хорошо иметь мешок для снаряжения. Рюкзаки на веревке не используются — они сковывают движения. Специальные транспортные мешки, где все, что нужно, упаковано, в свою очередь, в гидромешки, выпуска­ет «Петцель». Гидромешок чешской фирмы «Простр» удовлетворяют всем тре­бованиям, они прочны, надежны и недороги. Мешки подвешиваются с помо­щью карабина к вашему спусковому устройству, вместе с вами (а не к вам!!!). Обычно объем мешка 15-20 литров, и, если вещей много, берут несколько мешков. Либо их распределяют среди участников, либо сбрасывают по основ­ной веревке с помощью дополнительной от верхнего участника (тому, кто еще не спустился) к нижнему (кто уже находится метров на сорок ниже).

Веревки, вообще, бывают статические и динамические. Первые не тянут­ся особо сильно (10-15% от длины) и хорошо держат статические нагрузки. Вторые растягиваются почти вдвое, рассчитаны на нагрузки динамические (удары). Первые наиболее хороши для навесок, вторые — для страховок. Веревки производят разные фирмы, в том числе завод в Калуге.

Обычно используют веревки диаметром 19 мм, хотя иногда (редко) исполь­зуют 8 и 12 мм. Большего диаметра веревки не используют: в них не влезает стан­дартное снаряжение, меньшего — тоже, они могут не выдержать.

Вообще, веревки надо менять почаще, они стареют, гниют, и каждый рывок сохраняется в их, материальной, памяти, ослабляя всю веревку. Каждый завя­занный узел также уменьшает прочность веревки. Крючья, дюбели и прочие приблуды, для того чтобы держать в стенах навеску на каньонинге, забиваются обычно один раз, когда разрабатывается маршрут, осуществляется перво-прохождение и провешивается трасса. При этом используется либо ручной пробойник и скальный молоток, либо ручной коловорот с победитовым сверлом, либо аккумуляторная дрель с перфоратором (они бывают и бензиновые). В зависимости от породы в стене делается отверстие нужной глубины и диаметра, куда вставляется (забивается) основа, в которую ввин­чивается дюбель с ушком для карабина. На некоммерческих маршрутах дюбели за собой вывинчивают, на коммерческих их меняет обслуживаю­щий персонал. При этом надо понимать, что все эти работы производятся человеком, сидящим в обвязке, пристегнутой на веревке, и все ветры его болтают. Первопрохождение — работа довольно сложная. В том числе и для ума. Рецептов, как лучше провесить трассу, нет, только опыт позволяет решить, где дюбель будет держаться, а где — извините. Трассу обычно соста­вляют таким образом, что если выпадает одна точка навески, следующая вверх принимает нагрузку на себя.

Кстати, все снаряжение для спуска/подъема по веревке и тросу должно иметь минимум шестикратный запас прочности. При некоторых обстоятель­ствах всем железкам и веревкам свойственно прочность терять. Вот почему используют карабины, на которых написано: 2000 килограммов на разрыв. А не из-за понтов производителей снаряжения. В нашей стране я не знаю замечательных каньонов, а вот в Крыму они есть. Лучший — в районе Черной речки под Севастополем.

Хороши каньоны в районе хребта Кугитанг (Восточная Туркмения). Но самые лучшие в мире каньоны — на острове Ревьон в Индийском океане (принадлежит Франции).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: