Введение в науку путешествовать общие положения

Вы путешествуете для своего удовольствия. Не напрягайтесь. Будьте открыты. Не комплексуйте из-за плохого знания иностранного языка — все вокруг либо также говорят или понимают, либо еще недавно владели иностранным также плохо, как вы. Мао Цзэдун сказал: «Чтобы научиться плавать, надо плавать». Никакие курсы английского в Москве не дадут вам того, что даст самостоя­тельное путешествие, где общение — необходимость, а практика происходит каждую минуту. Это называется «полное языковое погружение».

Точно так же, как с вождением: чем больше практики, тем проще вести машину.

Отправляясь в другую страну, оставьте дома предрассудки — расовые, рели­гиозные или половые. В других странах многое по-другому, но вы посторонний наблюдатель, и ваша реакция должна быть неоценочной, нейтральной, адаптив­ной. Вернетесь домой, будете жить как привыкли. А пока в арабских странах при голосовании не сжимайте руку в кулак с вытянутым вверх большим пальцем, как в Европе. Это значит там не то, что вы едете далеко автостопом, а то, что посыла­ете юдителей на три буквы Разницу чувствуете? Если вы протянете ноги навстре­чу собеседнику в Америке и водрузите их на стол, там это нормально, особенно если вы при этом показываете все зубы в улыбке. А в Юго-Восточной Азии сесть таким образом — нанести оскорбление хозяину дома, смываемое только кровью. Вы посылаете ему всю негативную энергию, «ша», не только свою, но и всех своих родственников! Короче: протягивать ноги в сторону собеседника неприлично

до невозможности. В Швеции за прилюдно произнесенное слово «черт!» (даже по-английски) можно схлопотать большой штраф или посидеть в полицейском участке. Там все, что связано с чертом, — матерное ругательство. А самое страшное — до двух лет тюрьмы — «Тысяча чертей!». Поэтому, если швед хочет грязно выру­гаться, он говорит просто: «Тысяча!» И все ведь вокруг понимают, какой это матер­щинник В Англии можно схлопотать по физиономии от барышни, которую вы пропустили в дверь, если подали руку при выходе из автобуса, или вообще дали понять, что она слабый пол. И такое вот творится почти во всей Европе и в Аме­рике. Но если вы вовремя успеете сказать, что вы из России, барышня простит дикаря. Я сам с этим столкнулся в Англии и чувствовал себя абсолютным ископа­емым с моими попытками уступить место в метро.

Поэтому золотое правило: заранее собрать информацию об интересующей вас стране, например, прочитав путеводитель из серии «Лонли планет» на английском языке. Можно читать их прямо в магазине, на Кузнецком Мосту в Москве в «Английской книге», но правильнее — купить и взять с собой. Карта тоже не помешает (там же — самые хорошие карты). Путеводители этой серии я считаю лучшими: там подробно указано по каждому городу каждой страны адре­са всех отелей — от трехдолларовых до пятизвездочных, с адресами, ценами и характеристиками (шумно, грязно, безопасно, близко к центру) всех мест, где можно питаться, всех музеев и городских маршрутов, расписания поездов, кате­ров и самолетов и расценки на пребывание в национальных парках. В путеводи­телях этой серии описываются горные маршруты для походов, пешие для про­гулок, велосипедные и автомобильные. Несмотря на приличную цену в 15-20 (а то и 30) долларов, книги прекрасные, к тому же ликвидные — их всегда можно продать после поездки дома или в стране, где вы путешествуете. Полезно узнать, кто недавно посещал интересующую вас страну, и пообщаться лично.

Еще одно ценное наблюдение денег за границей у нормального человека уходит столько же, сколько дома. Поэтому деньги нужны только на билет. Если вы путешествуете автостопом, то и на билет не нужны.

В путешествии самая главная ценность — ваш спутник Я не сторонник оди-ночныхпутешествий, хотя порой приходилось путешествовать одному. Я люблю путешествовать вдвоем, желательно с милым сердцу существом противополож­ного пола. Так, мне кажется, приятнее. Кстати, автостоп неделимой парой ненамного быстрее одиночного, что показало путешествие в Тибет. Я ехал вдво­ем с женой, а наш приятель — один. За два месяца мы преодолели примерно оди­наковое расстояние. (Туда и обратно.)

Ничего не бойтесь, и ничего плохого с вами не случится. Осторожность не мешает никогда, но ваши плохие мысли и тревожные ожидания скорее спрово­цируют ситуацию, которой вы боитесь. Если вы что-нибудь забыли дома, скорее всего это вам не понадобится, без этого вы обойдетесь. В путешествиях обычно не болеют (работают резервные системы защиты организма). Но если вы заболе­ли — не расстраивайтесь, погасите симптомы и держитесь до возвращения. Дома вылечитесь. Помните, что получить страховку за травму, например, крайне слож­но. В Москве вам придется побегать и заранее запастись огромной кучей доку­ментов. Если вы настроены, то узнайте список документов для выплаты страхов­ки заранее. При страховке от кражи (если страховой случай наступил) вы должны иметь протокол из полиции с перечислением всех украденных предметов и его заверенный нотариально перевод. Перевод можно заверить и в посольстве. С моей точки зрения, страховка достаточно бесполезная вещь, правда, в Европу без нее можно и не попасть. Некоторые особо небогатые путешественники сна­чала берут страховку, потом получают визу, потом сдают страховку обратно. Но есть вероятность, что ее у вас попросят при пересечении границы.

Если вы остались на краю света без денег, паспорта, вещей и документов, обратитесь в ближайшее полицейское заведение, попросите составить подроб­ный протокол с перечнем всего, что пропало, затем попросите помочь вам с транспортом (посадить в автобус бесплатно) и добирайтесь до посольства. Адрес посольства лучше узнать заранее. В отдельном месте хорошо иметь ксерокопии всех документов и билетов. В посольстве вам выпишут справку о возвращении (вместо паспорта) и, скорее всего, помогут добраться до России. Например, свя­жутся с авиакомпанией и помогут перенести срок обратного вылета. Ваши биле­ты забиты в компьютере компании-перевозчика.

Если вы добрались до России без паспорта и справки о возвращении, попросите друзей или родственников подвезти на паспортный контроль ваш российский паспорт. Его оставьте дома перед путешествием.

Получение виз — целое искусство. Во многих посольствах визу дают и так, без проблем, например в посольстве Танзании в Москве. В некоторых (посольство Ирана) не дают вообще. В этом случае помните, что иранскую визу можно получить в соседней с Ираном Армении. То есть в соседних странах получить визу часто бывает проще, чем в отдаленных… В Кению в последнее время также стали требовать приглашение. В этом случае необходимо взять транзитную визу (в Кении она дает право на недельное пребывание), а потом продлить. Китайскую визу лучше всего получать в приграничных городах — Чите, монгольскую — в Улан-Удэ. По крайней мере дешевле, чем в Москве на порядок. Во многие страны виза вообще не требуется (Малайзия, Эквадор).

В некоторых странах визовый режим мягкий и визу ставят (или не ста­вят) при пересечении границы. После того как однажды мне не дали визу в Египет (по прилете в аэропорту Хургады), я предпочитаю не рисковать и все-таки ставить визы заранее.

До сих пор для меня загадка, почему мне отказали во въезде: обрат­ные билеты через неделю у меня были, деньги тоже, посещение этой местности у меня уже не первое и не второе (я езжу туда на дайвинг регулярно). Я назвал отель, где собирался жить. Тем не менее, вылетев из Москвы в восемь утра, в одиннадцать я приземлился опять в Шереметье­ве. В последующие визиты проблем не возникало.

Для получения визы в Европу необходимо иметь приглашение, меди­цинскую страховку, фотографии и заполненные анкеты (выдаются в посольстве). Лучший день для посещения посольства — любой российский праздник, например 9 мая. Все посольства работают и закрыты в дни национальных праздников соответствующих стран. Посетителей в такие дни нет. Если у вас нет приглашения, можно обратиться в посольство Фин­ляндии, где в графе место проживания поставить адрес кемпинга, любого, а в графе цель визита написать — отпуск. Если вам дадут визу, ехать надо сначала в Финляндию, а уж потом, пару дней отдохнув, хоть в Португалию, хоть в Латвию. Для получения визы в Америку надо столько всего (и это все время меняется), что меня в Америку и не тянет. Я имею в виду Штаты.

Мексика, Южная Америка — другое дело. А в Штатах — что делать? После такого количества голливудских фильмов кажется, что всю предыдущую жизнь там прожил.

Китайская виза тяжело дается, дорого, но за сто баксов — реально. Делают всякие турагентства. Очень тяжело получить японскую визу. У моего знакомо­го попросили снимок его и приглашающего его человека — вместе. Они что, про фотошоп не слышали? Новозеландская и австралийская визы требуют напряжения ума: по Интернету находишь там соотечественников и просишь приглашение. А им привозишь глоток воды из Москвы-реки, горбушку черно­го хлеба, бутылку паленой водки и немного земли с Рублевского шоссе.

Для получения виз не в России часто требуется рекомендация из россий­ского посольства. Смело заезжайте сначала туда, берите рекомендацию, а потом — в нужное посольство. Так, например, мои знакомые получали паки­станскую визу в Иране. В российском посольстве рекомендацию обычно дают, особенно если вы способны внятно объяснить, куда и зачем вы напра­вляетесь.

Покупка билетов тоже требует некоторого навыка и информации. Даже грудным детям известно, что самый дешевый рейс в Таиланд «Туркменскими авиалиниями» (420 долларов туда-обратно). Самый дешевый путь в Бразилию -«Бритиш аэро», но при условии, что вы предоставляете справку о том, что работаете в школе (вузе, детском саду) и преподаете. Скидка до 50%. Один мой знакомый летал в Бразилию за 450 долларов (туда и обратно), восполь­зовавшись этой информацией. А в Малайзию лучше лететь через Сингапур, чартером «Аэрофлота». Иногда в авиакомпаниях бывают акции дешевых билетов. Этой весной «Аэрофлот» предлагал за 300 долларов билет до Вьетна­ма и обратно. Такие билеты заканчиваются быстро, и надо держать руку на пульсе. Периодически «Аэрофлот» сливает билеты по сто долларов в любой конец, куда долетает. То есть методика приобретения дешевых билетов сле­дующая: обзваниваете авиакомпании (телефоны можно узнать в аэропортах, откуда совершаются вылеты). В Москве — Домодедово и Шереметьево. Обзво­нив авиакомпании, обязательно узнайте, кому, за что и когда полагаются скидки. Таким образом можно сэкономить до 500 долларов.

Есть и альтернативные пути. В Стокгольм дешево можно добраться через Хельсинки на пароме за 30 евро. До Хельсинки путь следующий: поезд Москва-Питер (все время дорожает), Питер-Хельсинки — автобус, 10 евро.

Что для чего брать вы прочтете в других разделах; просто запомните, что вещей должно быть 15 килограммов без специального снаряжения и фото-видео.

Обычно с собой разрешается возить и сдавать в багаж 20 килограммов, если вы вдвоем — 40 на двоих, неважно, как они распределены. В КЛМ — 30, в «Еги­петских авиалиниях» — 30. Но лучше точно знать это заранее. Если вы перебра­ли веса, не расстраивайтесь — возьмите все лишнее потяжелее (камни, ракови­ны, копья, колесо от телеги) в ручную кладь. Поскольку все равно в «дьюти-фри» среднестатистический пассажир набирает 20 килограммов покупок и везет их в ручной клади, она не волнует никого, кроме таможенников. Не бери­те в самолет ножи, ножницы, вилки, скотч, ледорубы. Зато смело несите с собой палочки для еды, изоленту, плоскогубцы — эти предметы почему-то никого не волнуют. Большое внимание таможенников всех стран привлекает фотошта­тив. Его всегда приходится доставать и показывать отдельно. На некоторых рейсах секьюрити отбирали ложки и скотч, зато потом стюардессы выдавали металлические ножи и вилки. Эту логику понять трудно, тем более что в уме­лых руках палочки для еды — смертельное оружие, а настоящему бойцу, кроме рук-ног, и не надо ничего. Вспоминаю смешной случай. Двое русских айкидош-ников, возвращавшихся из Чехии с семинара по боевым искусствам, накупили там метательных ножей-сюррикенов. Выпили, после чего один заявил, что легко пронесет это смертельное оружие в самолет. Поспорили. Так вот, он надел эти ножи (а они круглые с острыми лучами) на цепочку, повесил на шею, снял перед металлоискателем, надел после него. И никому в голову не пришло отбирать это нашейное украшение! Так что все эти контроли для успокоения пассажиров, чтобы летать не боялись. В противном случае авиакомпании разо­рятся. Теперь нельзя водку везти. Гады.

В некоторых авиакомпаниях не рекомендуется демонстрировать спирт­ные напитки и пиво. Отберут. Сухой закон, в частности, в КЛМ. И кормят там отвратительно.

Через турагентства тоже можно путешествовать, и иногда неплохо. Например, горящая путевка на Фуке (Таиланд) на две недели как-то досталась нам с женой за 900 долларов на двоих, туда входил перелет, трансфер, отель с тремя бассейнами и отдельными бунгало в джунглях на озере, на сваях над водой, завтрак и обзорная экскурсия. При том, что билет до Бангкока (и обратно) стоил 420 («Туркменскими авиалиниями» с пересадкой в Ашхаба­де.) Мы воспользовались. Трансфером и отелем для четырехдневной акклима­тизации (я в это время закончил курсы рески-дайвера в ближайшем дайвинг-центре, а жена освоила мотороллер). Потом мы ломанулись дальше — в про­винцию Краби, на Фи-Фи, и вернулись только за день до самолета. То есть почти восемь дней наш номер стоял пустой с вещами. Очень удобно.

Я не осуждаю людей, любящих отдохнуть на пляже, чтобы лиловый негр кофе со льдом к шезлонгу подносил. Не судите, так сказать, да не судимы.

Эти люди действительно много, непростительно много работают, и к тому же, не высыпаясь систематически, обладают низкой энергетикой. Я надеюсь, что лежа в шезлонге где-нибудь на Кубе, рядом с новоприобретенной подру­гой-мулаткой, они тоже с удовольствием почитают эту книжку.

Путешествия бывают разными по стилю. Автостопное приключение — это вечное непрерывное движение вперед, вбок и обратно, «и так по кругу без конца и без начала», когда дорога сначала медленно прощупывает твое соз­нание, а потом, если ты вписываешься, подхватывает и несет. По ощущениям очень похоже на сплав по реке: несешься с безумной скоростью, — пересажи­ваясь с машины на машину, — весь в потоке движения, пронизанный светом, и остановиться невозможно. Что-то посмотреть в таких гонках удается неча­сто, если волевым усилием не объявляешь остановку, дневку. Но потом опять какое-то время едешь медленно, пока не войдешь в поток. Специальные экс­педиции (спелеологическая в пещеры Туркмении), напротив, предполагают тщательное изучение какого-то места и его артефактов. С автостопными гон­ками сочетается плохо, хотя мы пробовали добираться с Кавказа после спе-леоэкспедиции в пещеры хребта Алек автостопом до Москвы. Время пример­но как на поезде, но бесплатно. Особый тип путешествия — горные походы (трекинг) в различных горах разных стран. Это обычно двухнедельное меро­приятие хорошо сочетается с обзором страны (до) и отдыхом на море (после). В некоторых странах, где моря нет (в Непале), хорошо сочетается трекинг и сплав по реке в качестве отдыха (рафтинг).

Мне нравится съездить в страну один раз на месяц и, для начала прогуляв­шись по ее горным тропам и осмотрев по возможности пещеры, затем испы­тать прелести рафтинга, а под самый конец несколько дней поплавать с аква­лангом на самом (относительно) необитаемом острове. Перед отлетом день можно посвятить обзору достопримечательностей столицы (почему-то все столицы обычно строят рядом с аэропортом). В таком стиле я путешествовал по Таиланду и Малайзии.

Отдельный стиль — научные или псевдонаучные (разницы нет) экспеди­ции, по поиску чего бы то ни было, — бабочек, орхидей, древних монет или затонувших кладов. Обычно намечается серия точек (баз), на каждой из кото­рых проводится по несколько дней. После изучения местности вокруг точки и ее артефактов перемещаешься на следующую.

Вывод такой: через турагентства хорошо путешествовать, если времени не больше двух недель, и при этом страна хорошо «прооперирована» туроперато­рами, то есть имеются многочисленные дешевые чартерные рейсы и, как пра­вило, горящие путевки. Таким образом лучше достигать Африки (через тур в Египет, Тунис или Марокко), стран Ближневосточного региона (через Турцию), Европы (через Испанию), Юго-Восточной Азии (через Таиланд). Купив горя­щий тур в Испанию за 400 долларов, за это время вы без труда объедете еще и Португалию, Юг Франции и Италию, вернувшись к самолету обратно. Так как автостоп — изобретение европейское, самый легкий автостоп именно здесь. Берут без проблем и вопросов, берут те, кто сам в молодости путешествовал таким макаром. То есть в Европе за сутки 1500 километров автостопом — это реальность, а не сказки. Купив горящий тур в Египет за 200 долларов, вы без труда две недели путешествуете по Египту, Эфиопии и Судану, ставя на грани­цах очередную 10-долларовую визу. Возвращаетесь в отель к самолету, отсы­паетесь, купаетесь — и домой. В этом регионе предпочтительнее (быстрее) передвигаться на автобусах. Через Египет очень просто попасть в безвизо­вую Иорданию: автобус до самой северо-восточной точки на Красном море, потом паром в Иорданию за 25 долларов. Из любой точки Таиланда (Фуке, Патайи) за день вы легко достигаете Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Малайзии. Первые три ставят визу на границе, Малайзия вообще безвизовая для рос­сиян (на один месяц). Из Малайзии ведет мост в Сингапур (безвизовый на трое суток), а оттуда — в Индонезию (ходит дешевый паром). Виза на грани­це. На юг — остров Суматра (один из островов Индонезии), на восток -остров Бали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,310 сек. | 12.52 МБ