Газета — один из эффективных и распространенных видов печатной пропагандистской продукции. Органы психологической войны издают газеты преимущественно для населения освобожденных (оккупированных) районов, а также для военнопленных.
Так, в годы Второй мировой войны американцы выпускали для немецких солдат и офицеров газету «Sternen
banner* («Звездный флаг»; рис. 25). Советские войска распространяли иллюстрированную газету «Фронт ил-люстрирте», выходившую на немецком, румынском, итальянском, финском языках, и газету «Фрайес Дойчланд», которую издавал Национальный комитет «Свободная Германия».
Опыт Германии и СССР показал, что в первый период после вторжения в чужую страну, когда местная печать еще не сформировалась, газеты оккупационных властей являлются для местного населения главным источником информации о международной и внутренней жизни. С их помощью оккупационное командование имело возможность проводить необходимую политическую и организаторскую работу среди населения (рис. 26). Наглядным примером служит издание немецких газет на языках народов СССР, а также газет, выходивших в советском секторе Германии. Примеру этих стран после-
довали спецслужбы войск международной коалиции, издававшие газеты для населения и военнослужащих Кувейта и Ирака в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне».
Газета для военнослужащих и населения противника имеет целый ряд специфических особенностей. К ним относятся: передача содержания на иностранном языке; характерные только для газеты формы и способы подачи информации; своеобразные структурно-композиционные и графические элементы (соответствующие принятым в данной стране нормам и правилам); оригинальность языкового и стилистического оформления материалов, наличие особых газетных жанров и рубрик и т.п.
Кроме того, необходимо учитывать, что все люди усваивают (или не усваивают) газетную и иную информацию в соответствие с выработанными у них стереотипами. Так, стереотип восприятия, присущий большинству населения западных стран, требует, чтобы материалы газеты были динамичными, броскими и занимательными, сопровождались эффектными иллюстрациями, чтобы в них разграничивалась комментированная информация, рекламный и справочный материал. Стереотип восприятия жителей Востока предполагает преобладание в газете в основном иллюстрированной информации.
По мнению специалистов, газета для населения и военнослужащих противника должна отвечать следующим требованиям:
— отличаться актуальностью и информативностью публикуемых материалов;
— быть доступной по своему структурно-композиционному и языковому оформлению;
— быть компетентной во всех вопросах, освещаемых на страницах газеты;
— учитывать состав читательской аудитории, ее интересы и потребности;
— демонстрировать безукоризненное знание языка издания;
— подавать информацию с учетом норм газетной журналистики, принятых в данной стране, стереотипов восприятия ее населения;
— соблюдать правила полиграфического оформления газеты, привычные для местной читательской аудитории.
В первую очередь надо учитывать типичное мировоззрение большинства читателей, их социальные, национальные и религиозные особенности, информационные запросы, общее отношение к пропаганде противника.
Брошюра — относительно распространенный вид печатной пропагандистской продукции. Преимущество брошюр, по сравнению с листовками, состоит в том, что в них больше места для текста и иллюстраций. Следовательно, пропагандисту легче разъяснить несостоятельность аргументов противника, у него есть возможность подробно проанализировать и прокомментировать их. Брошюры особенно удобны для разоблачения таких тезисов, которые подкреплены доводами формальной логики или неверными статистическими данными, так как в данном случае необходимо опровергать пункт за пунктом, цифру за цифрой.
Брошюра содержащая главным образом иллюстрации, доступна для людей с минимальным образованием. Достоинством брошюры является также и то, что она обычно не задерживается в руках одного человека, а продолжает путешествовать от одного читателя к другому.
Однако брошюры труднее прятать, чем листовки. Поэтому чтобы облегчить сохранение брошюр в условиях строгой полицейской слежки, их обычно каким-то образом маскируют. Например, брошюра, подготовленная американскими пропагандистами во время Второй мировой войны для Японии и содержавшая анализ ее тяжелого военного положения, имела обложку с такой надписью: «Враг! Внимание! Эта брошюра издана правительством США. Подобравший брошюру обязан доставить ее в ближайший полицейский участок». На обложке также указывалось, что получившему или подобравшему брошюру полицейскому следует направить ее начальству как образец вражеской пропаганды.
Выпускали брошюры и японцы. Но у них маскировка была другая. Одну такую брошюру они издали в виде привычного для американцев 25-центового карманного издания. На ней были подделаны все выходные данные, даже эмблема профсоюза печатников. Текст содержал аргументированную критику военной политики президента Рузвельта. Японцы распространяли эту брошюру у себя в стране, в оккупированных и зависимых странах Азии под видом трофея, захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям мысли о наличии в США антивоенной оппозиции правительству.
Почти все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, издавали также различные «пособия» для симулянтов. Любое из них начиналось с утверждений о том, что человек должен думать в первую очередь о себе, что система медицинского контроля пока еще весьма несовершенна, и что симуляция той или иной болезни является, возможно, единственным средством избежать настоящего опасного недуга — ранения на фронте. Брошюры этого вида обычно маскировали под медицинские инструкции или справочники. Они содержали подробные указания как симулировать туберкулез, дизентерию, сердечные заболевания, психические и другие болезни.
Журнал отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распространять и хранить, чем брошюры, поэтому они предназначаются в первую очередь для гражданского населения и военнопленных противника.